Дэвид Кларк
Аналитик, бывший специальный советник по Европе в МИД Великобритании
23.07.2021

Зеленский разыгрывает карту Путина для установления авторитаризма

Международные партнеры должны ставить вопрос о его тенденции к централизации власти

Президент Владимир Зеленский начал третий год президентства, охваченный среднесрочной непопулярностью. Опрос, опубликованный в прошлом месяце, показал, что только 21,8% украинцев проголосовали бы за его переизбрание. Более половины предпочли бы, чтобы он не баллотировался на второй срок. Это резкое снижение, по сравнению с 73% поддержки, которая так резко привела его к власти два года назад, - пишет Дэвид Кларк для Еuobserver.

Зеленский пытается перезагрузить свое президентство, возродив предвыборное обещание протолкнуть "деолигархизацию" Украины. Его первый шаг связан с запретом трех телеканалов, контролируемых Виктором Медведчуком, и последующим арестом олигарха по подозрению в государственной измене. Медведчука обвиняют в сотрудничестве с Россией с целью сокрытия его собственности на энергетические активы в оккупированном Крыму.

"Это только начало. Таких мер будет еще много, пока все украинские олигархи не будут низведены до статуса обычных крупных бизнесменов", - пообещал Зеленский.

Способность нескольких миллиардеров оказывать контролирующее влияние на страну является проблемой с первых лет независимости Украины, поэтому действия по ограничению их власти следует приветствовать.

Но "деолигархизация" - податливая концепция, которую можно использовать более чем для одной цели.

Владимир Путин был первым постсоветским лидером, который разыграл эту карту, пообещав "ликвидировать олигархов как класс". То, что начиналось как предупреждение бизнес-элите держаться подальше от политики, быстро переросло в арест политических оппонентов и закончилось полным восстановлением авторитарного правления.

Намерен ли Зеленский отобрать власть у олигархов, чтобы передать ее народу, или, как Путин, забрать ее себе?

Возникает вопрос, намерен ли Зеленский отобрать власть у олигархов, чтобы передать ее народу, или, как Путин, забрать ее себе?

Признаков, что главная цель Зеленского - укрепление личного авторитета, предостаточно. Сюда входит готовность отстранить должностных лиц с номинально независимыми функциями.

Первым, кого постигла такая участь, стал генпрокурор Руслан Рябошапка, уволенный в прошлом году якобы за отказ вести дела в соответствии с повесткой дня президента.

Другой жертвой Зеленского стал глава НБУ Яков Смолий, снятий с должности несколько месяцев спустя за проявленную слишком большой независимости и замененный кем-то более лояльным. А заместитель управляющего была лишена некоторых обязанностей после того, как выразила обеспокоенность по поводу независимости Банка.

Международные кредиторы Украины опасаются, что экономический популизм приведет к тому, что Зеленский восстановит ручной контроль над денежно-кредитной и курсовой политикой. Особенно, если его рейтинги по опросам будут продолжать падать в преддверии следующих президентских выборов.

Больше всего беспокоит очевидная готовность Зеленского использовать полицейские и судебные полномочия для продвижения интересов своего окружения и запугивания политических соперников

Больше всего беспокоит очевидная готовность Зеленского использовать полицейские и судебные полномочия для продвижения интересов своего окружения и запугивания политических соперников.

Назначение его старого школьного друга Ивана Баканова главой СБУ стало ранним признаком, что Зеленский намеревался использовать силовые министерства для личных интересов.

Депутат, опубликовавший в прошлом году доказательства причастности брата главного советника президента к коррупции, вскоре после этого стал объектом преследования СБУ. Мэр Киева Виталий Кличко обвинил Зеленского в попытке оказать на него давление в мае, когда вооруженные сотрудники СБУ ворвались в его многоквартирный дом. Кличко стал стойким критиком Зеленского.

Обсуждаемый в настоящее время в парламенте законопроект о реформе СБУ не успокаивает. Он был составлен в ответ на давние жалобы, что Служба использует свою юрисдикцию в отношении экономических преступлений для содействия коррупции и рейдерству. Тем не менее, в прошлом месяце Human Rights Watch и более 20 других правозащитных организаций написали Зеленскому письмо, в котором жаловались, что закон фактически представляет собой крупный захват власти.

Human Rights Watch и более 20 других правозащитных организаций написали Зеленскому письмо, в котором жаловались, что законопроект о реформе СБУ фактически представляет собой крупный захват власти

Они утверждали, что это не ограничивает роль СБУ национальной безопасностью, но вместо этого наделяет ее чрезмерно широкими полномочиями как в сфере разведки, так и в правоохранительной сфере. При этом отсутствуют необходимые гарантии против злоупотребления этими полномочиями.

Не менее важно реформировать судебную систему, чтобы положить конец политическому вмешательству и другому коррупционному влиянию. Деловые круги не верят в готовность судов защищать их права собственности, поскольку коррумпированные судьи и должностные лица продолжают нападать на них.

Некоторый прогресс был достигнут в создании Высшего антикоррупционного суда благодаря давлению западных союзников Украины. Но этого будет недостаточно, пока система продолжает защищать высокопоставленных судей, обвиняемых в коррупции, таких как председатель Административного суда Киева Павел Вовк.

Если украинские власти не будут действовать, западным странам следует рассмотреть возможность прямого наказания наиболее коррумпированных судей в соответствии с такими законами, как "Глобальный акт Магнитского" (закон принятый в декабре 2012 года в США. Вводит персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и верховенства права в России. Назван по имени скончавшегося в российской тюрьме аудитора Сергея Магнитского. – Gazeta.ua).

Если украинские власти не будут действовать, западным странам следует рассмотреть возможность прямого наказания наиболее коррумпированных судей в соответствии с такими законами, как "Глобальный акт Магнитского"

Международные партнеры Украины приветствовали очевидное стремление Зеленского уменьшить влияние олигархов как возможность вывести страну на новый путь развития. Но они также должны задавать сложные вопросы о его тенденции к централизации власти, и о том, приносят ли его реформы те изменения, в которых нуждается Украина.

Только реальный прогресс в ограничении власти силовых структур над бизнесом и создании действительно независимой и справедливой судебной системы может положить конец коррумпированному влиянию корыстных интересов, сдерживающих Украину.

Перевод Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі