Кто возьмется посчитать, сколько еврейских жизней на сталинском счету?

Лиц "неправильного" этнического происхождения заменяли "русскими людьми"

"В Москве снова показательный процесс. На этот раз почти исключительно против евреев. Радек и другие. Фюрер еще сомневается, есть ли в процессе скрытая антисемитская тенденция. Возможно, Сталин все же желает избавиться от евреев. И среди военных, кажется, присутствует сильный антисемитизм. Итак, с вниманием будем следить за дальнейшим".

Это - запись от 25 января 1937 года из дневника доктора Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды нацистской Германии. Что ж, политический нюх у этого персонажа был исключительный, хотя масштабные проявления государственного антисемитизма в СССР начались несколько позже, - пишет Сергей Грабовский для издания "День".

Чего это вспомнилось? А потому, что под 9 мая в прямом эфире "Эхо Москвы" выступал известный российский писатель Виктор Шендерович, и на него налетели "гвардейцы" российского же писателя, а заодно и политика и одного из вожаков боевиков на Донбассе Захара Прилепина: мол, ты здесь ругаешь Сталина, но Сталин спас евреев от Холокоста, иначе бы с вашей кожи нацисты сделали абажуры для настольных ламп! Ответ Виктора Шендеровича в Facebook был достойный и правильный (за единственным исключением):

"Спасение получилось знатное, ага. "Гуталин" дружил с Гитлером, делил с ним карту Европы и снабжал стратегическим сырьем, когда Освенцим и Дахау уже работали вовсю. Там уничтожали еще не советских евреев — уничтожали польских, немецких, голландских... Это совершенно не мешало великой дружбе народов! Советских же евреев (как и весь советский народ) Сталин бросил в жерло ада, проспав нападение друга Адольфа на СССР... Полтора миллиона советских граждан (не только евреев, разумеется) были уничтожены в гитлеровских концлагерях во время Второй мировой войны, — войны, которую два бандита спланировали и развязали на пару... Уцелевших узников концлагерей освобождали и советские войска, и войска союзников, и не Прилепину учить меня благодарности. А Сталин... Сталин просто отложил окончательное решение еврейского вопроса на будущее... Я благодарен товарищу Сталину за то, что он сдох, не успев осуществить уже подготовленную им депортацию евреев. Успел бы — меня бы и не было, скорее всего. А так — вот, родился и получил шанс, под старость, ознакомиться с творчеством Захара Прилепина..."

Сталин начал "решение еврейского вопроса" одновременно с началом Второй мировой войны

Так вот, в этой констатации неправильным (не из оценочной, а с фактологической точки зрения) является тезис, что Сталин, мол, отложил "окончательное решение еврейского вопроса" на будущее, то есть на послевоенное время. Нет, Сталин начал это "решение" одновременно с началом Второй мировой войны, и не только в том плане, что дружил с Третьим Рейхом и всесторонне помогал ему.

Вот свидетельство человека, который был не только наблюдателем, но и участником событий на определенном Соглашением о дружбе и границе от 28 сентября 1939 года между Третьим Рейхом и Советским Союзом. Ему, Генриху Герлинг-Грудзинскому, выходцу из семьи ассимилированных евреев, повезло: он отбыл лишь два года ГУЛАГа, затем в составе армии Андерса героически воевал в Италии, а после войны вместе с Гедройцем основал журнал "Культура" и стал одним из самых известных в мире польских писателей. В русском переводе в Лондоне вышла его книга "Иной мир: Советские записки", фрагмент из которой я приведу: "Зимой 1939/40 года вдоль всего течения Буга разыгрывались невообразимые сцены, в которых содержалось едва лишь предчувствие того, что уже неуклонно надвигалось, чтобы погрузить миллионы жителей Польши в пятилетнюю агонию медленной смерти. Немцы не задерживали беглецов, но дубинками и прикладами давали им на дорогу последний показательный урок своей философии "расового мифа"; по ту сторону демаркационной линии в длинных тулупах, буденовских остроконечных шлемах и со штыками наголо стояли стражники "классового мифа", приветствуя скитальцев, бегущих на землю обетованную, спущенными с поводка овчарками или огнем ручных пулеметов. На двухкилометровой нейтральной полосе вдоль Буга в течение декабря, января, февраля и марта — под голым небом, на ветру и морозе, под снегопадом располагались обозом толпы бедолаг, укрытых перинами и красными одеялами, жгущих по ночам костры... Большинство возвращалось обратно, под немецкую оккупацию, где в течение следующих лет они почти все без остатка погибли в крематориях Освенцима, Майданека, Бельзена и Бухенвальда; часть, однако, не сдавалась и упорно ждала удобного момента. В течение этих нескольких месяцев сквозь щели в демаркационной линии все-таки удалось протиснуться большому числу беженцев".

Но те, кому удалось "протиснуться", недолго радовались иллюзией спасения. Дело в том, что уже 10 ноября 1939 (оперативно!) Политбюро ЦК ВКП (б) создало специальную комиссию во главе с Берией, которой поручалось "точно учесть количество беженцев и организовать работу по целесообразному использованию части беженцев как рабочей силы, а также рассмотреть вопрос о обратной эвакуации остальной части их".

Было предложено либо "добровольный" отъезд на тяжелые работы на севере и востоке СССР и получения советского паспорта, или принудительная депортация на оккупированную Германией территорию

Назад сразу же отправляли "социально чуждые" и политически неблагонадежные "элементы", а также пожилых, больных, инвалидов, беременных. Другим было предложено либо "добровольный" отъезд на тяжелые работы на севере и востоке СССР и получения советского паспорта, или принудительная депортация на оккупированную Германией территорию. Часть беглецов выбрала "добровольно-принудительный" труд, условия которого ненамного отличались от того, что было в лагерях ГУЛАГа, часть отказалась, требуя отправить их во Францию ​​или Британии или в Палестину. Всех их депортировали в немецкие зоны оккупации. Кто-то сумел явочным путем устроиться на проживание в приграничных городах и городках Украины и Белорусси. Их трогали избирательно, по политическим и имущественным признакам.

За период с сентября 1939 по май 1941 года в западных областях УССР и СССР было арестовано около 25 тыс. "неправильных" евреев из Польши. По состоянию на июнь 1941 года в ГУЛАГе находилось до 11-12 тыс. евреев из присоединенных к СССР регионов. А в июне началась новая волна массовых арестов и депортаций в западных регионах Украины и Беларуси. Здесь евреев арестовывали по обвинению в "сионизме", то есть за то, что они были сознательными евреями (реально далеко не все из них были политическими сионистами). Кого не успели вывезти в ГУЛАГ, тех расстреляли при "очистке" тюрем; так, примерно 10% уничтоженных "компетентными органами" при оставлении Красной армией Львова, были обвинены в "сионизме"...

Евреев арестовывали по обвинению в "сионизме", то есть за то, что они были сознательными евреями

А рядом с тем правительство Рейха через структуры обергруппенфюрера СС Райнгарда Гейдриха обратилось к своим коллегам с Совнаркома СССР с предложением принять большое количество евреев. Начальник переселенческого управления Чекменев 9 февраля 1940 года так докладывал председателю Совнаркома Молотову: "Переселенческим управлением при СНК СССР получены два письма от Берлинского и Венского переселенческих бюро по вопросу организации переселения еврейского населения из Германии в СССР — конкретно в Биробиджан и Западную Украину. По соглашению Правительства СССР с Германией об эвакуации населения на территорию СССР эвакуируются лишь украинцы, белорусы, русины и русские. Считаем, что предложения указанных переселенческих бюро не могут быть приняты". По некоторым данным, речь шла о миллионе, а то и полтора евреев...

Современный американский историк Ян Гросс сделал подсчет жертв среди мирного населения в немецкой и советской "зонах интересов" на территории бывшей второй Речи Посполитой с 1 сентября 1939 по 22 июня 1941 года. И получилось, что за указанный промежуток времени советская власть репрессировала в 3-4 раза больше людей, чем нацисты, и не только украинцев или поляков - евреев в те годы "компетентные органы" уничтожили больше, чем эсэсовцы и полицаи!

С 1 сентября 1939 по 22 июня 1941 года советская власть репрессировала в 3-4 раза больше людей, чем нацисты

А тем временем колесо истории катилось, и в начале 1941 года дело дошло до "этнических чисток" в советских научных учреждениях. Был в те времена Институт мирового хозяйства и мировой политики во главе с академиком Варгой. И вот на этот институт была напущено комиссия ЦК, которая 11 апреля 1941 констатировала: "...В институте лишь незначительная часть должностей, как правило второстепенных, замещены русскими людьми. Так, из 68 старших научных сотрудников русских только 20 человек. Из 16 референтов — пять человек, из 13 аспирантов — четыре человека... Среди руководящих работников (дирекция, заведующие секторами) — только два человека русских... Приводим некоторые данные о некоторых руководящих работниках:

• Левина Ревекка Сауловна — заместитель директора института, член ВКП(б) с 1918 года. Родители живут в Америке, в 1931—1932 годах ездила туда к родителям...

• Леонов Исаак Соломонович — ученый секретарь, член ВКП(б) с 1919 года.

• Геллер Лев Наумович — руководитель сектора рабочего движения, член ВКП(б) с 1904 года, в 1917-1919 годах — в группе интернационалистов.

• Лемин Иосиф Михайлович — руководитель сектора международных отношений... Член ВКП(б) с 1925 года, в прошлом — троцкист, сын купца.

• Мендельсон Лев Абрамович — руководитель промышленного сектора, член ВКП(б) с 1918 года. В 1917-1918 годах — в "Поалей Ционе", троцкист.

• Мельман Софья Моисеевна — руководитель колониального сектора, член ВКП(б) с 1919 года. В 1917 году — в партии эсеров.

• Варьяш Ирма Альбертовна — руководитель конъюнктурного сектора, член ВКП(б) с 1928 года. Мать, две сестры и два брата — в Венгрии.

• Гельбрас Петр Соломонович — руководитель французского сектора, член ВКП(б) с 1920 года.

• Фаргаши Бела Самуиловна — руководитель немецкого сектора... член ВКП(б) с 1930 года. В 1918—1919 годах — в социал-демократической партии Венгрии".

Не всегда квалифицированных специалистов с "неправильными" фамилиями можно было заменить, то десяткам военных корреспондентов выдавали документы на другие, "исконно русские" имена и фамили

Иначе говоря, был найден надежный принцип для "чистки" кадрового состава этого института: людей "неправильного" этнического, а иногда и классового происхождения, предлагалось заменить надежными молодыми кадрами, конечно, "русскими людьми". Но началась война с Германией, и поэтому чистку провели уже после войны. Хотя и во время войны ЦК ВКП (б) и "компетентные органы" во многих важных сферах деятельности масштабно "зачищали" лиц еврей ского происхождения. Доходило до полуанекдотических ситуаций: поскольку не всегда квалифицированных специалистов с "неправильными" фамилиями можно было заменить, то десяткам военных корреспондентов выдавали документы на другие, "исконно русские" имена и фамилии. Подчеркиваю: военным корреспондентам, офицерам-фронтовикам, потери среди которых были весьма значительными. Поэтому ЦК (то есть в конечном итоге Сталин) мирился с этим - мол, пусть пока работают, если заменить их некем, но хотя бы на символическом уровне мы "окончательно решили" еврейский вопрос. Ну, а после войны почти всех военных корреспондентов с "неправильным" происхождением выбросили, и хорошо, если только оставили без работы...

Поэтому "окончательное решение" еврейского вопроса в СССР Сталин начал одновременно с началом Второй мировой войны, вместе с тем немало помог "другу Адольфу" в его попытках такого "решения". И кто возьмется посчитать, сколько еврейских жизней на сталинском счету?

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі