Виктор Лещинский
Президент Национального экспертно-строительного альянса Украины
31.03.2021

Как узаконить самовольное строительство

Процесс имеет три этапа

У многих украинцев есть недвижимость, которая сводилась без соответствующих разрешений и технической документации. Зачем ее нужно узаконивать? Как это сделать?

Под узакониванием понимается юридический процесс, который даст возможность получить государственную регистрацию права собственности на здание.

Если этого не сделать, то вам могут дать предупреждение. Предписание Госархстройинспекции об устранении нарушений законодательства, оштрафовать. Также вы не сможете передать права на самовольную постройку другим лицам. То есть продать, подарить, обменять, сдать в аренду, завещать и т.п. Также законно подключиться к инженерным сетям (электроэнергия, газ, вода, тепло). Потому что у вас нет декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Сейчас есть два варианта узаконивания самовольного строительства в админпорядке: для домов до 300 квадратных метров, построенных до 5 августа 1992 года и тех, которые возвели в период с 5 августа 1992 по 9 апреля 2015 года. Другие варианты уже рассматриваются в судебном порядке.

В общем процедура узаконивания похожа для двух вариантов.

Разница лишь в том, что для старых зданий не надо регистрировать в Госархстройинспекции декларацию о готовности объекта к эксплуатации.

Поэтому рассмотрим второй вариант для узаконивания более новых зданий.

Процесс имеет три этапа. Сначала надо провести техническое обследование и составить технический паспорт. Эксперты осматривают конструктивные элементы здания. Определяют классы последствий и общие ее измерение. На основе этого составляют технический паспорт.

Сначала надо провести техническое обследование и составить технический паспорт

Далее этот документ подается в Госархстройинспекцию для заполнения и регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации. В него должны добавить правоустанавливающий документ на земельный участок (государственный акт, договор, свидетельство и т.п.).

И только после этого обращаетесь к государственному регистратору недвижимого имущества.

При себе нужно иметь следующие документы: заявление о регистрации, квитанцию об уплате сбора за регистрацию (200 грн), декларацию о готовности объекта к эксплуатации, технический паспорт на дом и заявление на распределение между совладельцами долей, если владельцев два и больше.

Документы рассматривают в течение пяти рабочих дней. В конце концов, выдают выписку из Госреестра, которая подтверждает регистрацию права собственности на дом.

Кстати, строительная амнистия для указанных домов пока не имеет срока действия. То есть вы можете воспользоваться этой возможностью, когда вам заблагорассудится. Но медлить не надо, ведь в нашей стране могут быстро принять какие-то изменения в законодательство.

Виктор Лещинский, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі