Наша земля потерпела 4 геноциды, что пересекаются в одной точке - 29 сентября 1941-го

Палимпсест Бабьего Яра

С осени прошлого года спонсируемый российскими олигархами и поддержан президентом Владимиром Зеленским Мемориальный центр Холокоста "Бабий Яр" грубо захватывает новые пространства Бабьего Яра и украинской исторической памяти. Ужасные дементоры, что воют днем ​​и ночью на еврейском кладбище, "синагога для размышлений" на кладбище православном, инсталляция в память Куреневской катастрофы, составленная из кирпичей, что видели Бейлиса, - будет ли этому предел? Что может противопоставить украинское общество этой ментальной агрессии?

Есть такое слово "палимпсест". В давние времена люди писали на дорогом пергаменте, который надо было экономить. Поэтому часто брали старую рукопись, затирали текст и выводили буквы заново на тех же листах, - пишет Виталий Нахманович для "Історичної правди".

Сделан из прочной кожи пергамент мог вынести не одну такую ​​операцию, поэтому сегодня в наши руки иногда попадают экземпляры, на которых можно рассмотреть несколько слоев древних текстов.

История человечества пишется на земле, поэтому почти всегда является таким же палимпсестом

История человечества пишется на земле, поэтому почти всегда является таким же палимпсестом. Ведь на одной и той же территории в течение тысячелетий сменяли друг друга многие народы.

Иногда они полностью исчезали, оставляя после себя лишь археологические остатки или письменные упоминания. Иногда они вместе создавали новый народ, а иногда продолжали жить рядом, каждый со своей историей, которая накладывалась и переплеталась с историей соседей.

Но есть на земле места, где такая многослойная история вдруг сжимается до десятилетий или даже лет, и различные слои рвутся один из-под другого, пытаясь захватить все пространство и зажать остальных. Одним из таких мест является киевский Бабий Яр.

Старейший из слоев связан с городской историей. Его символом стала Кирилловская церковь, возвышающаяся здесь еще с XII в. и стала молчаливым свидетелем всех дальнейших преступлений и трагедий.

С конца XVIII в. от нее в сторону Лукьяновки начинают расходиться вокруг кладбища: Кирилловское и Лукьяновское православные, Еврейское, Караимское, Магометанское, Братское с участками для евангельских христиан и мариавитов, а после Второй мировой - Военное и немецких военнопленных.

Ужасной частью этого многоконфессионального некрополя во время нацистской оккупации стал Бабий Яр. Еще с межвоенных времен безбожная большевистская власть вынашивала планы превращения его в спортивно-парковую зону. Воплощаться они начали уже после войны, с замыва Бабьего Яра, который закончился Куреневской катастрофой, но не остановил кощунства.

Еще с межвоенных времен безбожная большевистская власть вынашивала планы превращения его в спортивно-парковую зону. Воплощаться они начали уже после войны, с замыва Бабьего Яра, который закончился Куреневской катастрофой, но не остановил кощунства

Постепенно почти все кладбища были уничтожены, застроены или захламлены. Приобретение независимости не остановило этого варварства. В Бабьем Яру открыта станция метро "Дорогожичи", на Еврейском кладбище построен жилой комплекс "Герцен Парк".

Самый известный слой связан с историей еврейской. Символом его является Холокост. 29 сентября 1941 года нацисты начали убивать в Бабьем Яру евреев Киева. Только за два дня было убито почти 34 тыс. человек, но расстрелы продолжались и в дальнейшем.

Сколько их было убито в течение осени, точно так и неизвестно. Историки называют цифры от 50 до 70 тыс., но, в любом случае, в начале 1942-го евреев в Киеве не осталось. Бабий Яр превратился в синоним Холокоста, и Холокост стал синонимом Бабьего Яра.

В начале 1942-го евреев в Киеве не осталось. Бабий Яр превратился в синоним Холокоста, и Холокост стал синонимом Бабьего Яра

И когда за двадцать лет после войны полностью ассимилированы советские евреи стали вспоминать о своих национальных корнях, они начали с Бабьего Яра. Здесь в 25-ю годовщину трагедии 1966 года состоялся многотысячный несанкционированный митинг, с которого ведет свой отсчет национальное возрождение украинских евреев.

Одни из них стали убежденными сионистами и несмотря на все преграды достались Израиля, другие за два десятка лет создали культурные общества, третьи вернулись в синагогу. Но большинство, к сожалению, так и осталась "советскими людьми", которые питают культ памяти о Холокосте, что превратился для них в альфу и омегу еврейской истории.

Это далеко не все. Отдельные слои истории связаны с судьбами всех, кого нацисты в течение 2 лет оккупации положили рядом с евреями на безграничное дно Бабьего Яра.

Пленные красноармейцы и советские подпольщики стали частью советской истории и мифа о Великой Отечественной войне. Украинские националисты стали частью истории отчаянной борьбы украинцев за свою независимость на протяжении всего ХХ в.

Пять цыганских лагерей включили Бабий Яр к скрытой от посторонних глаз многовековой истории этого удивительного и гонимого народа. А все вместе, включая пациентов психиатрической больницы им. Павлова, заложников и заключенных Сырецкого лагеря, стали частью темной стороны европейской и мировой истории прошлого века - стороны, связанной с нацизмом и коммунизмом, с тоталитаризмом и геноцидом.

Ничего не связывало между собой все эти истории, кроме земли, на которой они произошли. Но тридцать лет назад вокруг Бабьего Яра начала писаться история новой украинской нации и современного Украинского государства.

Через Вторую мировую и Бикивню, Голодомор и Майдан, новая Украина постепенно приближается к осмыслению и Бабьего Яра

Они только ищут себя на страницах мировой истории, ищут свое будущее и свою историческую память. Через Вторую мировую и Бикивню, Голодомор и Майдан, новая Украина постепенно приближается к осмыслению и Бабьего Яра.

Однако старые истории не желают ждать. С 1991 года в пространстве Бабьего Яра появилось уже более 3 десятков монументов, которые почитают различные жертвы этого трагического места. Это "соревнование" не всегда носило характер мирного сосуществования памятей, но долгое время не выходило за пределы Бабьего Яра как такового.

Отдельные, так и не реализованные планы, например, возведение здесь еврейского общинного центра или городского отеля, вызвали возмущение, но не глубокую общественную дискуссию.

Предпосылки для изменения ситуации сложились 5 лет назад, когда почти одновременно стали разрабатываться 2 альтернативных проекты: Комплексной мемориализации Бабьего Яра, концепция которой была создана украинскими историками по заказу украинского правительства, и Мемориального центра Холокоста "Бабий Яр", инициированного и финансируемого, в первую очередь, российскими миллиардерами еврейского происхождения.

Наконец, назначение художественным руководителем последнего проекта скандального российского кинорежиссера и предложенные им эпатажные решения вывели Бабий Яр в центр общественного внимания. Уже больше года идет публичная дискуссия о том, что можно, а чего нельзя делать в этом месте, кто, что и каким образом должно чествовать здесь.

Мемориальный центр Холокоста "Бабий Яр" хотят возвести на многострадальной земле разрушенного Еврейского кладбища. Последняя концепция Центра, представленная в начале этого года, предусматривает создание множества музеев, парка, синагоги, инсталляций и т.д., то есть сознательное доведение до абсурда хаотического палимпсеста памятей.

Последняя концепция Центра, представленная в начале этого года, предусматривает создание множества музеев, парка, синагоги, инсталляций и т.д., то есть сознательное доведение до абсурда хаотического палимпсеста памятей

Но центральным объектом, как и раньше, остается музей истории Холокоста в Советском Союзе, стыдливо названном "Восточной Европой". И это важно, ведь дело не в скандальном режиссере, который только грубо и неуклюже показал то, что академически и изысканно пытались сделать его предшественники.

А именно, что этот проект изначально был взрывной смесью двух агрессивных и эгоцентричных видений. Русско-советской, которая навязчиво культивирует ностальгию за "общем советским прошлым", и еврейско-советской, которая предпочитает не видеть никаких трагедий рядом с Холокостом.

В сочетание с непременным напоминанием о "украинском соучастии в нацистских преступлениях" этот проект способен стать настоящей миной под еще очень зыбким зданием украинской исторической памяти. Миной, заложенной в самом центре украинской столицы.

На принципиально иных основаниях стоит Концепция комплексной мемориализации Бабьего Яра. С одной стороны, она признает принципиальную невозможность, более того, нежелательность стирания различных слоев истории этого пространства.

Но украинские историки на этом не останавливаются и стремятся определенным образом объединить их. Поэтому они предлагают создание трех связанных объектов: Украинский музея Холокоста и Мемориальный музея Бабьего Яра, должны разместиться в новом архитектурном комплексе за пределами территории расстрелов и захоронений, и Мемориального парка, который должен включать Бабий Яр и окружающие кладбища со всеми сведенными здесь памятниками.

Музей Бабьего Яра должен рассказывать об истории этого места в контекстах истории Киева и Украины, истории безгосударственной и колониальной, в которой мы не были хозяевами на собственной земле

Музей Бабьего Яра должен рассказывать об истории этого места в контекстах истории Киева и Украины, истории безгосударственной и колониальной, в которой мы не были хозяевами на собственной земле.

Музей Холокоста должен рассказывать о всей его истории, причины и следствия, в контекстах историй мировой, немецкой, еврейской и украинской.

Рассказывать о Холокосте одновременно как беспрецедентном явлении и как универсальном символе всех геноцидов в мире, ведь только наша земля в прошлом веке потерпела четыре из них: Голодомор, Холокост, геноцид ромов и депортацию крымских татар. Пересечься эти музеи могут в одной точке - 29 сентября 1941 года.

А Мемориальный парк должен создать необходимое пространство для размышлений и рефлексий. Но о чем должен думать человек, пришедший сюда? Неужели только о том, что мы изначально живем отдельно друг от друга, только случайно встречаясь на каком-то клочке земли?

Или все же о том, что у нас общего, а именно - о ценностях, которые одни должны напоминать нам, что все мы, в конце концов, люди. О личной ответственности за этот мир, о бесценности каждой жизни, о тех, кто, несмотря на все, пытался эти жизни спасать, часто ценой собственной.

Парадокс, но Центр, что хочет рассказывать о советской истории, позиционирует себя как ориентированный прежде всего на западных туристов и апеллирует к мнимым "международным стандартам" мемориализации Холокоста.

Зато проект комплексной мемориализации, что стремится интегрировать украинскую историю в мировую, рассматривает главной целевой аудиторией, прежде всего, украинскую молодежь и хочет предложить миру украинское видение истории Холокоста.

Это не единичный феномен и не последний конфликт, который предстоит преодолеть украинскому обществу на пути к осознанию себя и своей тяжелой истории. Куда приведет этот путь, увидят уже следующие поколения. Нам же остается только писать новые строки на старом палимпсесте...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі