Тимошенко разделит страну на тех, кто ею восхищается, и тех, кто ее ненавидит
Юлии Владимировне никогда не удастся создать свое парламентское большинство
Говоря о сценариях президентских и парламентских выборов в 2019 году, следует помнить о трех факторах.
Во-первых, будущие кандидаты на президентских выборах ведут свои кампании и используют риторику, как будто Украина - президентская система. Подобное мифотворчество продолжается и после того, как президенты покидают свой пост, присваивая себе успехи, которые на самом деле стали результатами работы правительства или парламента. Президент Виктор Ющенко, чья пятилетняя каденция после Оранжевой революции была катастрофической, присваивает себе достижения правительства, хотя во время пребывания на президентском посту он всячески мешал двум правительствам Тимошенко и отправил в отставку правительство Януковича.
Будущие кандидаты на президентских выборах ведут свои кампании и используют риторику, как будто Украина - президентская система
Во-вторых, с приближением выборов проевропейские и пророссийские популисты каждый раз неистово атакуют президента Петра Порошенко. Украинские избиратели также обвиняют его в отсутствии прогресса в сферах, за которые отвечают правительство и парламент.
В-третьих, Украина является парламентской системой без настоящих политических партий. Проблемы со слабыми и виртуальными партиями, созданными олигархами в качестве своих избирательных проектов, есть во всех странах бывшего СССР. Однако в то время как для большинства евразийских стран, имеющих авторитарные президентские системы, это не имеет значения, нехватка настоящих партий существенно ослабляет парламентские системы в Украине, Грузии и Молдове - трех странах, заключивших Соглашение об ассоциации с ЕС.
Украинские политические партии представляют себя в Брюсселе таким образом, который не имеет никакого отношения к их идеологическим убеждениям. Антидемократическая и мафиозная Партия регионов пыталась присоединиться к "Альянсу либералов и демократов за Европу" - депутатской группе в Европейском парламенте. "Громадянська позиція" Анатолия Гриценко является членом этой группы. Однако сам он выражает восхищение авторитарными лидерами вроде бывшего чилийского диктатора Пиночета.
Украина является парламентской системой без настоящих политических партий
"Батьківщина" - член-наблюдатель в правоцентристской Европейской народной партии. На самом деле есть левацкой популистской партией, чья риторика, направленная против МВФ, и напоминает пророссийские популистские тирады "Оппозиционного блока". На своих билбордах Тимошенко уверяет, что поддерживает европейскую интеграцию, на деле - последние четыре года ее партия не поддерживала реформ, которые Украина должна выполнять в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Согласно рейтингу голосований за реформаторские законопроекты Тимошенко занимает 330-е место из 423 нынешних народных депутатов.
Сосредоточусь на сценариях, связанных с победой Порошенко, Тимошенко и Гриценко. Не буду брать во внимание двух "пророссийских" кандидатов - Юрия Бойко и Вадима Рабиновича, ведь они не смогут победить на выборах, ведь 16% "пророссийских" избирателей и 27 одномандатных избирательных округов находятся под российской оккупацией.
Наиболее реформаторской парламентской фракцией является "Народний фронт" во главе с бывшим премьер-министром Арсением Яценюком. Лидер фракции Максим Бурбак занимает 21-е место в рейтинге поддержки реформаторских законопроектов.
Уровень поддержки НФ уже давно низкий, что заставило эту партию отказаться от участия в местных выборах 2015 года. НФ не будет выдвигать своего кандидата в президенты, а будет поддерживать Порошенко, тогда как на парламентских выборах планирует создать общий список с его партией "Солидарность".
Поскольку НФ является наиболее прореформаторськой политической силой в нынешней Верховной Раде, ее отсутствие в парламенте 2019-2024 годов усложнит осуществление реформ. Соответственно, европейскую интеграцию Украины.
Уровень популярности БПП составляет менее 10%
"Блок Петра Порошенко" получил наибольшее количество мандантов по итогам выборов 2014 года и вместе с НФ создал парламентскую коалицию. Однако сегодня уровень популярности БПП составляет менее 10%. Хотя эта цифра может вырасти, если Порошенко переизберут на пост президента, вряд ли БПП получит такое же количество депутатов, которое сегодня имеет коалиция БПП и НФ - 215.
Если Тимошенко победит на выборах, она столкнется с тремя трудностями.
Во-первых, как и популисты во всем мире, она разделит страну на тех, кто ею восхищается, и тех, кто ее ненавидит. Посмотрите только на США времен Дональда Трампа! В то же время популисты в основном побеждают в странах, находящихся в состоянии мира, поэтому им не нужно преодолевать этот раскол и объединять общество. Однако в Украине в условиях российской вооруженной агрессии избежание раздора и национальная интеграция являются жизненно важными задачами.
Во-вторых, "Батьківщина" может увеличить количество своих депутатов на выборах в октябре 2019 года, однако ей никогда не удастся создать свое парламентское большинство. Пик ее популярности пришелся на 2006-2007 годы, когда она получала на выборах 20-30% голосов. Если любая другая политическая сила опередит "Батьківщину" на парламентских выборах-2019, Тимошенко будет настаивать на получении должности премьер-министра в любом коалиционном правительстве.
Как и популисты во всем мире, Тимошенко разделит страну на тех, кто ею восхищается, и тех, кто ее ненавидит
В-третьих, несмотря на авторитарные наклонности Тимошенко и ее неспособность влиять на парламент и создать собственное правительство, ее президентство, вероятно, будет напоминать хаотическую и нестабильной президентскую каденцию Ющенко. Более того, непоследовательность Тимошенко в том, что она декларирует приверженность европейской интеграции и одновременно опирается реформам, может вернуть Украину к дискредитированной политике многовекторности времен Кучмы.
Анатолий Гриценко имеет те же проблемы, однако даже в большем масштабе. Его партия "Громадянська позиція" - одна из многих виртуальных украинских партий, которая никогда не попадала в парламент. Она может пройти в Верховную Раду следующего года, однако вряд ли наберет гораздо больше, чем 5%. В случае избрания президентом Гриценко также не сможет создать парламентскую коалицию и, имея еще более выразительные авторитарные наклонности, будет чувствовать разочарование от неспособности реализовать свою власть.
Выходом для Гриценко может стать превращение Украины в президентскую систему, однако у него нет вариантов, как обеспечить поддержку 300 депутатов, чтобы изменить Конституцию. Введение президентской модели в Украине удалит ее от Европы, где все посткоммунистические страны имеют парламентские системы, и приблизит к Евразии.
Выходом для Гриценко может стать превращение Украины в президентскую систему
Украина имела опыт парламентаризма дважды - после Оранжевой революции и Евромайдана. В первом случае страна пережила пять лет нестабильности и одни внеочередные выборы, которые помешали любым серьезным реформам или борьбе с коррупцией. Общественное разочарование "оранжевыми" политиками позволило пророссийским силам прийти к власти в 2010 году. Второй опыт парламентаризма, который начался в 2014 году, позволил создать стабильную коалицию из пяти якобы "проевропейских" партий, что принесло стабильность и способствовало проведению реформ и европейской интеграции Украины.
Результаты выборов 2019 года ответят на вопросы, что будут напоминать следующие пять лет в Украине: "оранжевую" нестабильность или прогресс после Евромайдана. Нам остается надеяться, что украинцы выберут второй сценарий.
Тарас Кузьо, для Gazeta.ua
Комментарии