Дорожная карта Бюджетной резолюции

Бюджетную резолюцию необходимо превратить из фикции в устойчивый ориентир для государства и всех граждан

Закат кулуарной эпохи

Разработке и подаче проекта Государственного бюджета на 2019 год в Верховную Раду должна предшествовать чрезвычайно важная процедура подготовки и, что самое главное, на мой взгляд, публичного представления украинскому народу Бюджетной резолюции на предстоящий период. Именно в этой резолюции, по идее, Правительство должно определить основные финансовые приоритеты и ориентиры страны на следующий год. Однако, это только "по идее".

На самом деле, сегодня украинский народ полностью отстранен от процесса формирования бюджета своей страны. Правительство готовит проект главного финансового документа кулуарно, а парламент при его принятии учитывает только личные интересы депутатов и их хозяев.

Хотя, формально, проект Основных направлений бюджетной политики на 2019-2021 годы (бюджетной резолюции, проект постановления ВР №8357) мелькал в информационном пространстве еще в мае нынешнего года. Однако майские "направления" были забракованы профильным комитетом Верховной Рады с рекомендацией вернуть на доработку в Кабмин.

Украинский народ полностью отстранен от процесса формирования бюджета своей страны

С тех пор документ исчез и в публичном поле больше не появлялся. Может, разработчикам стало стыдно за столь никчемные по своей сути так называемые Основные направления? Ведь в майском проекте бюджетной резолюции не содержалось ни оценки экономического состояния Украины, ни состояния государственных финансов страны, ни механизмов достижения задекларированных макропоказателей, ни приоритетов бюджетной политики в ключевых отраслях, ни прогнозов поступлений в бюджет, ни оценок его расходов, ни стратегии возврата государственных долгов, ни экономического эффекта от проводимых и планируемых реформ. В то время как бюджетные резолюции ведущих экономик мира все это, как правило, содержат.

О формальном статусе бюджетной резолюции свидетельствует и заявление нынешней и.о. главы Министерства финансов Украины о том, что новая версия этого документа будет представлена общественности уже вместе с проектом Госбюджета на 2019 год – к 15 сентября. Хотя, согласно ст. 33 Бюджетного кодекса Украины, Кабмин обязан представить Бюджетную резолюцию в Парламент не позднее 4 апреля. Получается, что народные депутаты получат Бюджетную резолюцию в виде "бонуса" уже к проекту Госбюджета-2019.

И самое печальное то, что Правительство намерено провести резолюцию через Парламент без предварительного обсуждения финансовых приоритетов страны с независимыми экспертами, с собственным народом.

Достойные ориентиры

Могу предположить, что сентябрьская версия бюджетной резолюции вряд ли принципиально будет отличаться от майского варианта. То есть по-прежнему Правительство будет ориентироваться на номинальный ВВП страны в 2019 году в размере 3,7 трлн грн и на прирост реального ВВП не более 3-4%.

Основные направления бюджетной политики образца 2018 года по содержанию – не что иное, как слегка подретушированная прошлогодняя бюджетная резолюция "экономического пессимизма"

Но, во-первых, даже к таким скромным экономическим показателям нынешняя непрофессиональная власть страну наверняка привести не сможет. А во-вторых, Основные направления бюджетной политики образца 2018 года по содержанию – не что иное, как слегка подретушированная прошлогодняя бюджетная резолюция "экономического пессимизма". Столь мизерные темпы планируемого роста экономики, которые декларируются уже на протяжении двух лет нашим правительством в бюджетных резолюциях – это неотвратимый путь к банкротству Украины.

Именно такая перспектива замаячила перед нашей страной накануне судьбоносных выборов 2019 года. Особенно если учесть, что нынешняя власть продолжает губительную для отечественной экономики долговую политику, и этой осенью намерена добавить к $76 млрд государственного долга еще $2 млрд от МВФ, а также несколько миллиардов от Европейского Союза и Всемирного банка. А принятая Правительством в августе Среднесрочная стратегия управления государственным долгом на 2018-2020 годы является очередной мертворожденной затеей, ибо представляет собой паническую попытку рассчитаться со старыми долгами в основном за счет получения новых.

Для реального вывода экономики из кризиса следует переходить от кредитной модели экономики к инвестиционной

Для реального вывода экономики из кризиса следует переходить от кредитной модели экономики к инвестиционной. Надо выходить на темпы роста в 3-4 раза выше ныне декларируемых – на ежегодный прирост ВВП в 10-15%.

Безобразная ситуация с подготовкой и наполнением бюджетной резолюции страны говорит о том, что финансового прогнозирования как такового в Украине просто нет. Действующая власть не имеет собственной стратегии и не знает, какими будут финансы страны не то что через 5-10 лет, а даже в следующем, 2019 году. С этой задачей может справиться только новая команда технократов. Которая придет в Кабмин не по политическим квотам так называемой коалиции, а по профессиональному призванию. И которая будет состоять не из сплошных и.о., а из полноценных министров.

Налоговые приоритеты

Основные направления бюджетной политики, как и саму власть, тоже необходимо полностью и коренным образом изменить. В том числе следует верно определить новые налоговые приоритеты Бюджетной резолюции на ближайшие годы. Потому что налоговая политика должна стать одним из важнейших катализаторов в развитии украинской экономики.

Придерживаясь принципа публичности при формировании новой Бюджетной резолюции, партия "Основа" предлагает свою версию приоритетов, которые подробно изложены в нашем "Плане 3×3". Мы предлагаем закрепить в Бюджетном кодексе три новых фискально ответственных приоритета, каждый из которых можно достичь за счет реализации мероприятий по соответствующим трем направлениям.

Тремя приоритетами в государственной налоговой политике должны стать:

1) экономический рост;

2) оздоровление национальной налоговой системы;

3) быстрая модернизация фискальных органов.

Следование первому приоритету должно остановить экономическую деградацию Украины, одним из мировых "лидеров" в которой является наша страна уже на протяжении четверти столетия. Второй приоритет обусловлен нынешней слабостью отечественной экономики, которой необходима простая и посильная налоговая система – страна не нуждается в сложном законодательстве, которое, к тому же, еще и не соблюдается. Быстрая модернизация в приоритетном порядке фискальных органов страны предполагает ликвидацию налоговой милиции и фискальной службы как таковых – потому что они принципиально не способны реформироваться и прекратить безумное давление на бизнес.

Быстрая модернизация в приоритетном порядке фискальных органов страны предполагает ликвидацию налоговой милиции и фискальной службы

Основными задачами по реализации приоритета №1, предполагающего достижение реального экономического роста, предлагаем определить снижение ставок единого социального взноса до 15% и НДФЛ – до 10%, замену налога на прибыль налогом на выведенный капитал со ставкой 15%, деофшоризацию экономики с амнистией активов.

Для реализации приоритета №2 по оздоровлению налоговой системы необходимо преобразовать обременительную систему администрирования НДС в рискоориентированную систему мониторинга, упростить налоговую отчетность и установить мораторий на изменение налогового законодательства на три года, запретив поднимать минимальную зарплату выше уровня реального роста экономики.

Среди задач по модернизации фискальных органов в рамках приоритета №3 – создание новой Службы обслуживания плательщиков налогов, с увольнением при этом всего топ-менеджмента ГФС, а не только очередного и.о. главы, и установлением достойных рыночных зарплат для привлечения в Службу профессионалов. Предполагается также революционный переход на 100% электронные коммуникации с гражданами и создание единого дата-центра данных всех контролирующих органов во избежание манипуляций с отчетностью налогоплательщиков.

Финансирование революционных налоговых реформ "Основа" предлагает за счет ужесточения экологического налогообложения, пересмотра налога на имущество на основе его рыночной стоимости, реализации справедливой рентной политики с введением дифференциальной ренты на полезные ископаемые и созданием Фонда будущих поколений. Кроме того, для финансового обеспечения реформ необходимо пересмотреть отраслевые преференции и сформировать нейтральный налоговый ландшафт, а также внедрить европейскую акцизную политику на энергопродукты, отнеся к подакцизным товарам уголь, все виды газа, минеральных и растительных масел, коксов и битумов, которые используются в качестве энергоносителей.

Новое призвание Резолюции

Самое главное, что необходимо соблюдать при выработке Основных направлений бюджетной политики Украины, – сделать процесс разработки и принятия этого документа публичным, открытым. Крайне важно также учредить в Украине процедуру бюджетного доклада. Обязать выступать с таким докладом логично "законного" министра финансов Украины.

Важно учредить в Украине процедуру бюджетного доклада

Целью таких нововведений должно стать представление украинскому народу позиции Правительства относительно финансового будущего страны, пояснение обществу причин возникших проблем в Украине и совместный поиск способов их решения, выработка оптимальных путей развития экономики.

По структуре и содержанию новый документ должен стать намного полнее и предметнее предшествующих версий. Он должен полностью соответствовать своему названию и реально содержать основные направления бюджетной политики государства на предстоящий период. Как минимум, будущая резолюция по содержанию должна быть лишена перечисленных мною выше недостатков нынешних так называемых резолюций.

При выборе нового формата украинской бюджетной резолюции следует учесть мировой опыт формирования такого документа, и в частности, опыт США, Германии, Австралии, Новой Зеландии и других стран. И просчитывать финансовые сценарии не на один год, и даже не на три, а хотя бы 10 лет вперед, как это делают профильные ведомства и агентства за рубежом. Заглядывающие по некоторым макроэкономическим параметрам в будущее вплоть до 2040 года.

Просчитывать финансовые сценарии следует не на один год, и даже не на три, а хотя бы 10 лет вперед

Необходимо также придать надлежащий, более высокий статус Основным направлениям бюджетной политики Украины в общей системе бюджетирования в нашей стране. Чтобы они (направления) из бесплатного приложения к Госбюджету превратились в ориентиры бюджетного планирования. В идеале этот государственный документ должен стать востребованным и вполне доступным для украинского народа.

Предлагаю специалистам по налогообложению подключаться к публичному обсуждению нашего "Плана 3×3" и всех иных приоритетов и идей по новой налоговой политике страны. Призываю также всю общественность поддержать нашу инициативу и совместно приступить к формированию нового облика Национальной бюджетной резолюции Украины на предстоящий 5-летний период.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі