Украинское образование сохраняет "лучшие традиции" совка
Нужна декоммунизация
В 2015 году Верховная Рада приняла так называемый закон о декоммунизации. Сейчас много говорят о том, что процесс избавления от влияния коммунистической идеологии уже завершен. Не могу с этим согласиться. Особенно, если речь идет об образовании.
Да, в учебных заведениях исчезли многие внешние признаки причастности к коммунистическому прошлому: вывески, названия, портреты, панно, музеи, стенды, скульптуры. Правда, некоторые из них просто перекрасили в желто-голубые цвета. Чего же "добру" пропадать.
В учебных заведениях исчезли многие внешние признаки причастности к коммунистическому прошлому. Правда, некоторые из них просто перекрасили в желто-голубые цвета
Но исчезла ли коммунистически-совковая сущность с образовательного процесса? Нет. Начиная от внешних признаков (советская школьная форма в День последнего звонка, линейки, построение, засилье массовых мероприятий с обязательной отчетностью и присутствием учеников, политинформация и т.п.), до гораздо более глубоких основ его организации (административно-командная система управления образованием, полное педагогическое бесправие учителя, засилье тоталитарной педагогики, неуважение к ученику, игрушечность общественных основ управления учебным заведением, вождизм директоров и ректоров, чинопоклонение, бумаготворчество и розгул бюрократизма).
Многие учебные заведения вообще превратились в вечную мерзлоту в контексте сохранения "лучших традиций" советского прошлого. Пишу об этом с полной ответственностью, потому что ту систему знаю из собственного опыта работы в ней.
Многие учебные заведения превратились в вечную мерзлоту в контексте сохранения "лучших традиций" советского прошлого
Есть большие надежды, что ситуацию изменит Новая украинская школа. Но ждать пока идеи НУШ дойдут до 12 класса - значит потерять очень много. Если учесть, что в нашей образовательной системе очень хорошо умеют заболтать любое новое дело, то ситуация выглядит еще более печальной.
Нужно, чтобы декоммунизация в образовании произошла не только в отношении каких-то внешних признаков. Нужно сделать два первых очень важных шага. Первый - определить перечень того, что в нашем образовании можно считать остатками коммунистической системы. Второй - быстрое обновление тех руководителей учреждений и органов управления образованием, которые являются носителями идей коммунистической образования. Другими словами - провести декоммунизации управленческих кадров в образовании. Действовать нужно быстро, жестко и ответственно.
Комментарии