Тарас Кузьо
Профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия"
23.12.2016
4

Клептократическая коалиция кланов захватила украинское государство

Внеочередные выборы – единственный способ избежать массовых протестов и политической турбулентности

Стакан наполовину полный или наполовину пустой? На самом деле это не имеет значения, потому что его уже давно украли.

Очевидно, со времен Евромайдана можно говорить о двух серьезных положительных сдвигах.

Во-первых, сегодня украинское гражданское общество более политически зрелое, чем после оранжевой революции. Тогда революционеры и общественные активисты разошлись по домам и переложили задачу трансформировать Украину на плечи "доброго царя" Виктора Ющенко. Мы все помним, каким катастрофическим было его правление.

После Евромайдана такое не повторилось, и украинские патриоты продолжили участвовать в осуществлении реформ, стимулировать и лоббировать государство к их проведению и писать о них или их отсутствии. Президент Петр Порошенко и другие члены правящих элит менее политически зрелые, чем рядовой украинский водитель, который может рассказать кто, что и когда украл и что следует с этим делать.

Петр Порошенко и другие члены правящих элит менее политически зрелые, чем рядовой украинский водитель

Во-вторых, благодаря давлению со стороны граждан и стран Запада созданы новые институты и запущены новые процессы, которые со временем могут улучшить верховенство права в стране и уменьшить коррупцию в высших эшелонах власти. В частности, электронные декларации заставили представителей правящих элит продемонстрировать свои невероятные и порой экзотические состояния, которые они украли в течение четверти века украинской независимости.

Однако в противовес важным психологическим изменениям в сознании украинцев и запуска новых институтов действуют два серьезных фактора.

Во-первых, полное отсутствие политической воли у Порошенко бороться с коррупцией и привлекать к ответственности грабителей, предателей и убийц из клики Януковича. Индекс мониторинга реформ, разработанный Vox Ukraine, ранжирует реформы в пяти сферах на шкале от "5" до "-5". Согласно этому индексу, сфера государственного управления и борьбы с коррупцией получала оценки между 1 и 2 баллами – не худший показатель. Однако оставляет желать лучшего.

Во-вторых, сама борьба с коррупцией на топ-уровнях – титаническая задача, которая требует преодоления глубоко укоренившейся культуры. Во время семинара в Берлине, в котором я принимал участие, бывший министр финансов Наталья Яресько отметила: проблема коррупции в Украине не ограничивается небольшим кругом олигархов, а касается и тысяч других лиц, заинтересованных сохранить нынешнюю систему.

Две демократические революции и правления двух президентов – Ющенко и Порошенко – не смогли уменьшить уровень коррупции в Украине. В рейтингах Transparency International страна продолжает оставаться ниже 12 из 15 бывших республик Советского Союза. Риторику президента Порошенко о борьбе с коррупцией в Брюсселе и Вашингтоне не воспринимают всерьез, потому что у пяти стран-членов Евразийского экономического союза меньше коррупции, чем в Украине, что пытается интегрироваться в ЕС.

На постоянно высокий уровень коррупции в Украине следует смотреть как на продукт клептократической коалиции кланов, возникших в 1990-х годах и с того времени контролирующих политическую и экономическую систему страны. Электронное декларирование заставило представителей этих кланов продемонстрировать украденные ими состояния. Они очень боятся потерять эти доходы. И даже если бы кто-то из них согласился на это, у них не было бы веры в безопасный переход к посткоррупционному периоду. Они понимают, что украинцы считают их бандитами.

Кто смог бы гарантировать амнистию и прощение коррупционных схем прошлого в стране, где уровень доверия на протяжении десятилетий остается настолько низким?

Коалиция клептократических кланов защищает всех своих членов благодаря президентскому контролю за Генеральной прокуратурой и Службой безопасности. Именно поэтому до сих пор не был осужден и заключен ни один высокопоставленный чиновник. Представители украинских правящих элит попадали в тюрьму только в США и Германии, но не в Украине.

Защита интересов клептократической коалиции кланов гораздо важнее для них, чем внутриполитическая цель осуществления "реформ" внешнеполитическая цель "возвращения в Европу". Поэтому их риторика никогда не находит отражение в попытках достичь этих целей.

Нет смысла разделять олигархов и клептократов на "прозападных" и "пророссийских", потому что "проевропейские" Ющенко и Порошенко имеют много общего с "пророссийским" Ринатом Ахметовым. Их поведение мотивирует личный, а не национальный интерес. 12 лет назад я писал, что внешняя политика тогдашнего президента Леонида Кучмы – не прозападная и не пророссийская, а прокучмовская. То же самое можно сказать о внешней политике действующего президента Порошенко.

Клептократична система может ломаться, когда олигархи бросают вызов президенту, как это некогда сделал Павел Лазаренко, а ныне – Игорь Коломойский (в России аналогичным образом действовали Борис Березовский и Михаил Ходорковский). В таком случае к ним применяют санкции, вынуждая их эмигрировать за границу (в случае Лазаренко и Березовского) или угрожая тюрьмой (в случае Коломойского и его соратника Геннадия Корбана). Впоследствии их бизнес-империи переходят под контроль олигархов, лояльных к президенту. Кое-кто – как Коломойский – решает прекратить сопротивление после заключения пакта о ненападении.

Во время следующего народного восстания его представителям не стоит идти на компромиссы с членами клептократических кланов, которые захватили и уничтожили достижения двух революций

Юлия Тимошенко – исключение из этого правила. Она отказалась бежать с Украины в конце 1990-х и во время президентского правления Виктора Януковича. В течение 2000-2004 годов боролась против президента Кучмы, который заточил ее на короткий срок, а впоследствии - против Януковича, который сумел посадить ее в тюрьму значительно на дольше.

Несмотря на две революции система сохраняет иммунитет к изменениям, поскольку президенты типа Порошенко продолжают опираться на клептократическую коалицию кланов, чтобы контролировать мэров и губернаторов на востоке и юге страны. То же самое касается ключевых генералов из Генерального штаба. Примеров этому множество, в том числе мэр Одессы Геннадий Труханов и мэр Харькова Геннадий Кернес. Оба имеют тесные связи с организованной преступностью. Они консервативны, сопротивляются переменам и реформам и не несут ответственности за собственные действия.

Во время следующего народного восстания его представителям не стоит идти на компромиссы с членами клептократических кланов, которые захватили и уничтожили достижения двух революций. Внеочередные выборы – единственный способ избежать массовых протестов и политической турбулентности.

Тарас Кузьо, специально для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі