Почему Ложкину нужна Европа, а Европе не нужен Порошенко
Ложкин понял, что украинская история повторяет себя и не захотел быть причастным к унижению Порошенко на выборах 2019 году
Бывший глава президентской администрации Борис Ложкин стал одним из тех украинских политиков, кто решил изложить свои мысли на бумаге и опубликовать книгу. В середине 1990-х гг., Сразу после прихода к власти Леонида Кучмы, Дмитрий Табачник, Дмитрий Выдрин, Владимир Гринев и другие написали несколько идеологически окрашенных книг о том, как Кучма отличался от своего "националистического" предшественника Леонида Кравчука.
Табачник и компания писали на русском языке и, в отличие от Ложкина, никогда не могли бы подумать напечатать свои работы на украинском или английском. Табачник и подобные ему не верили, что Украина может выжить без евразийских рынков, в то время как Ложкин главным двигателем экономического роста Украины считает Европейский Союз (с. 192). В течение последних двадцати лет украинские лидеры в некоторых сферах достигли прогресса, хотя стоит отметить, что в этом им помог Владимир Путин и его агрессивное разрушение мифа о "братских народах".
Ложкин отметил, что президент Петр Порошенко сделал две ошибки: во-первых, недооценил российскую угрозу и, во-вторых, не продал свой бизнес. Российская проблема касается тесных связей Ложкина и Порошенко с Виктором Януковичем и Партией регионов. Однако эту ошибку они совершили не в 2014, а в 2010 г.., когда, по словам Ложкина, у них был "сдержанный оптимизм", поскольку "Янукович, казалось, вынес уроки из своих прошлых ошибок" (с. 58).
В связи с этим у меня возникает вопрос, почему я, живя на Западе, понимал, что Янукович не изменился, и предвидел, что, придя к власти, он построит мафиозное государство и позволит России получить контроль над украинскими силовыми службами, а Россия будет пытаться аннексировать Крым.
Очевидно, что Ложкин и Порошенко не хотели видеть настоящую натуру Януковича, поскольку согласились с тогдашним президентом Виктором Ющенко, что он (Янукович) лучше Тимошенко. Их ненависть к Тимошенко была сильнее, чем забота об Украине.
Мало того, Ложкин, Порошенко и их партнеры вели бизнес с представителями донецкого клана. Ложкин признает, что Михаил Добкин и Геннадий Кернес - два одиозных члена Партии регионов из его родного Харькова - "оказались моими коллегами в городском совете Харькова" (с. 54). Ложкин пишет, что сегодняшняя Верховная Рада - "не место для коммунистов и одиозных членов Партии регионов" (с. 94). Однако это выглядит неискренне, потому что Партия регионов продолжает существовать в виде Оппозиционного блока, который регулярно голосует так, как выгодно Порошенко и его команде. Также не стоит забывать, что представители газового лобби, которые контролируют половину Оппозиционного блока, получили иммунитет от преследований во время известной встречи с Порошенко в Вене в марте 2014 - всего через несколько недель после кровавых событий Евромайдана.
Ложкин одобрительно относится к Оппозиционному блоку как к представителям восточной Украины, что позволяет Порошенко уверять Запад в инклюзивности политического процесса в Украине. Однако это неверный подход к проблеме. Понятно, что восток и запад страны должны иметь политическое представительство, однако почему эту роль должны играть представители старой мафии и предатели собственного государства, а не настоящие проевропейские реформаторы?
Ложкин, Порошенко и их партнеры по бизнесу сотрудничали с Януковичем и другим способом, когда Порошенко был министром экономики в правительстве Николая Азарова. Они знали друг друга еще с 2000-2001 гг., когда Порошенко проиграл борьбу за лидерство в новообразованной Партии регионов именно Азарову.
Ложкин вспоминает "контракт", согласно которому он продал "United Media Holding group" (UMH) Сергею Курченко, которого сейчас разыскивают за серьезные преступления. Действительно Ложкин хочет убедить нас в том, что даже в ноябре 2013 - того же месяца, когда начался Евромайдан - он не знал, что Курченко был мафиозным мошенником? При этом Ложкин вспоминает, что Курченко считал себя новым Ринатом Ахметовым (с. 60).
UMH разрушил хороший журнал ("Корреспондент") и приложился к советизации и русификации в Украине - так же, как это делает телеканал "Интер" по указанию своих владельцев с газового лобби. Ложкин защищает решение UMH публиковать украинские версии советских газет следующим образом: "мы приучали нашу аудиторию, ностальгирующую по СССР, к мысли, что она живет в другой стране" (с. 55). Однако этот аргумент настолько слаб, что еще раз подтверждает, насколько для команды Ложкина-Порошенко доходы и бизнес-интересы важнее, чем становление украинской национальной идентичности.
Очевидно, самым сложным для Ложкина было писать о верховенстве права и коррупции. Он отмечает прогресс, в частности в запуске системы "Prozzoro", преобразовании милиции в полицию, создании Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и очистке банковской системы. Однако весь прогресс в основном был достигнут в результате давления со стороны украинского гражданского общества, журналистов и проевропейских партий, с одной стороны, и западных государств и международных организаций, с другой стороны - не благодаря политической воле Порошенко. В "Transparency International Ukraine" мне сказали, что поставили бы Порошенко 6 из 10 баллов.
Однако Ложкин теряет прочный грунт под ногами, когда обсуждает реформу Генеральной прокуратуры, поскольку после Евромайдана сначала партия "Свобода", а впоследствии Порошенко назначили четырех некомпетентных и коррумпированных генеральных прокуроров (Олега Махницкого, Виталия Ярему, Виктора Шокина и Юрия Луценко). Ложкин называет одиозного Шокина "одним из лучших представителей старой системы" (с. 119). С ним не согласились бы большинство украинцев, бывший посол США в Украине Пайетт, а также ЕС и МВФ, публично требовали его отставки.
Ложкин также вводит читателей в заблуждение по поводу украинского-американского юриста Богдана Витвицкого, который претендовал на должность руководителя Национального антикоррупционного бюро. Ложкин пишет, что Витвицкому не предложили эту должность, потому что в свои 67 лет, согласно украинскому законодательству, он был стар для нее, а изменение закона создало бы плохой прецедент. Однако вскоре после публикации книги Ложкина Порошенко заставил парламент изменить закон о прокуратуре, чтобы позволить человеку без высшего юридического образования (Луценко) стать генеральным прокурором. На самом деле Порошенко и его команда боялись того, что очень опытный иностранец будет руководить Национальным антикоррупционным бюро.
Размышляя о коррупции, Ложкин пишет, что она будет уменьшена благодаря построению "нового экономического порядка - прозрачного, рыночного, без привилегированного доступа кого либо к государственным ресурсам" (с. 142), в котором государство больше не будет источником обогащения олигархов. В то же время детальное расследование бизнес-империи Порошенко свидетельствует, что Ложкин или наивный, или неискренний). В расследовании приведены доказательства того, что Порошенко и его партнеры по бизнесу продолжают зарабатывать на государственных контрактах.
"Порошенко размывает грань между бизнесом и политикой, постоянно препятствует антикоррупционным инициативам, а связанные с ним бизнесмены и политики продолжают процветать во время, когда украинская экономика находится в наихудшем кризисе со времен обретения независимости в 1991 году", - говорится в статье.
"Борьба с коррупцией - это, пожалуй, единственный способ обеспечить народную поддержку нынешней власти", - пишет Ложкин (с. 122). Очевидно, именно поэтому он ушел со своего поста, не дожидаясь следующих президентских выборов 2019, которые Порошенко проиграет, потому что не будет бороться с коррупцией на высоком уровне. Примерно тогда же, когда Ложкин подал в отставку, Порошенко по уровню популярности упал на третье место, уступив Тимошенко и Юрию Бойко. Имея два с половиной года до следующих выборов, Порошенко повторяет путь Ющенко накануне выборов 2010 г.., на которых тогдашний президент занял жалкое пятое место.
Ложкин понял, что украинская история повторяет себя и не захотел быть причастным к унижению Порошенко на выборах 2019