Тарас Кузьо
Профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия"
20.07.2016

Как Порошенко совершил тихий переворот

Порошенко усилил контроль над парламентом, правительством и судами. Подобно бывшему президенту Виктору Ющенко он игнорирует правила, нормы и законы в погоне за властью

Профессор Михаил Минаков из Киево-Могилянской академии, который также является директором Института Критики и редактором журнала "Ideology and Politics", и профессор Питсбургского университета и соучредитель "Vox Ukraine Тимофей Милованов опубликовали хорошо аргументированную статью о растущей угрозе авторитаризма от президентского правления Петра Порошенко.

Игорь Луценко написал менее убедительный блог об угрозе военного переворота в Украине.

Минаков и Милованов указывают на усиление контроля Порошенко над парламентом, правительством и судами. Они пишут о том, как Порошенко – подобно бывшему президенту Виктору Ющенко игнорирует правила, нормы и законы в погоне за властью:

"Нового премьер-министра и министров назначили без формально зарегистрированной коалиции. До этого парламентский спикер не объявил, какие депутаты входят в новую коалицию и действительно ли она насчитывает большинство (226 или более парламентариев). Сейчас украинский парламент функционирует, опираясь на ситуативные большинства, что противоречит Конституции... Только формально созданная коалиция с четким перечнем участников имела бы право предлагать президенту кандидатуры министров (за исключением двух министров из президентской квоты"). Однако соответствующее постановление поддержали только две парламентские фракции, которые вместе не имеют большинства в Верховной Раде. А это противоречит третьей части 114-й статьи Конституции Украины".

Их критический анализ продолжается словами:

"Постановление также нарушило право президента вносить кандидатуру премьер-министра на рассмотрение Верховной Рады (часть вторая 114-й статьи Конституции). Другое нарушение заключалось в одновременном включении в один документ решения об отставке премьер-министра и назначении нового премьера и министров из президентской квоты (114-я и 115-я статьи Конституции). Другим интересным решением стало назначение действующих министров старого правительства министрами нового правительства без предварительного увольнения их со своих должностей, а также отмены решения о выражении недоверия предыдущему правительству, которое парламент принял раньше".

К этому можно добавить изменения в законодательство, которые позволили Юрию Луценко стать генеральным прокурором без юридического образования. В свое время Ющенко даже не позаботился изменить законодательные требования, когда назначал Романа Зварыча (без юридического образования) министром юстиции. Этот шаг следует рассматривать в комплексе с усилением контроля президента над судебной системой после недавно принятого закона о судоустройстве.

Порошенко, как и Ющенко – стремится к власти ради нее самой, без намерения использовать ее в интересах страны

Порошенко, как и Ющенко – стремится к власти ради нее самой, без намерения использовать ее в интересах страны. Однако Ющенко имел противовес в лице Тимошенко и был менее осведомленным в византийском стиле ведения политики, чем Порошенко. Поэтому Петр Алексеевич достигает больших успехов в консолидации власти и возвращении Украины к де-факто президентской республике.

Президентский офис в Украине всегда был главной угрозой для ее демократизации, а также источником постоянной коррупции и злоупотребления властными полномочиями. Эти факторы вызвали народные восстания 2004 и 2013-2014 годов. Украина уже пережила десятилетний цикл революции, разочарования, апатии и контрреволюции между Оранжевой революцией и Евромайданом и сейчас входит во второй цикл.

Однако военный переворот вряд ли угрожает Украине, поскольку, в отличие от Южной Европы или Латинской Америки, бывшие коммунистические государства не имели традиций военных путчей. Единственный случай, когда армия вмешалась в политический развитие коммунистической страны, состоялся в декабре 1981-го в Польше, когда Москва поставила польскую армию перед выбором: либо подавить движение "Солидарность", либо спровоцировать вторжение войск стран-членов Варшавского договора (как это произошло в Чехословакии в 1968 году).

Однако существует угроза, что следующая революция будет более насильственной, чем предыдущая, принимая во внимание быстрый рост количества оружия в Украине. Мне говорили, что автомат Калашникова сегодня можно купить всего за 250 долларов, а патроны к нему – за бутылку водки. Солдаты, ветераны, их семьи и друзья составляют большую часть населения – почти 20% избирателей. И они, как видно из примера Надежды Савченко, очень раздражены.

Даже более важно, что Украина пережила тихую ползучую контрреволюцию, которая достигла кульминации с избранием президентом Порошенко. Он является контрреволюционером, а не революционером.

Контрреволюция состоялась в шесть этапов

На первом Сергей Левочкин сделал вид, что подал в отставку в декабре 2013-го. Тогда же он начал переговоры с Порошенко, который представлял недонецких олигархов, которые принимали участие в Евромайдане (так называемых кучмистов).

На втором этапе Левочкин действительно ушел в отставку после первых убийств 22 января 2014 года. Как и Левочкин, во время своих тогдашних публичных выступлений в Канаде и США, я предупреждал, что Януковича отстранят от власти.

На третьем этапе – когда память об убийствах на Евромайдане все еще была свежей – Левочкин, Порошенко и Дмитрий Фирташ провели секретные переговоры, чтобы обеспечить свое политическое выживание и неприкосновенность в период после Януковича.

На четвертом этапе назначения первых постмайданных генеральных прокуроров (Олега Махницкого и Виталия Яремы) стало залогом того, что лишь представителей донецкого клана внесут в перечень разыскиваемых лиц Интерпола. Ни Фирташа, ни Левочкина, ни Юрия Бойко Интерпол никогда не разыскивал, несмотря на то, что Фирташ был одним из трех главных бенефициаров коррупции во времена Януковича (другими двумя были Ринат Ахметов и Саша Янукович), а Левочкин был руководителем президентской администрации и способствовал распространению коррупции.

На пятом этапе апогеем контрреволюции стала встреча в Вене в середине марта Порошенко, Виталия Кличко, Левочкина и Фирташа. Тогда Фирташ повлиял на Кличко, чтобы тот не баллотировался на пост президента, а вместо этого принял участие в выборах мэра Киева.

Фирташ даже хвастался во время судебного заседания в Вене, что сделал Порошенко президентом

На шестом этапе представители газового лобби с помощью кучмистов обеспечили победу Порошенко на президентских выборах, а Кличко на мэрских. Фирташ даже хвастался во время судебного заседания в Вене, что сделал Порошенко президентом.

Порошенко и представители газового лобби смогли ускорить контрреволюцию олигархов и кучмистов, которые пришли к власти после Евромайдана и получили неприкосновенность от революционного правосудия. Сегодня они не нуждаются в военном перевороте, ведь уже совершили его под самым носом украинцев.

Минаков и Милованов справедливо указывают на авторитарные тенденции Порошенко, поскольку ему значительно удобнее в условиях кучмистского режима, возвращение которого он обеспечил после завершения Евромайдана.

Тарас Кузьо, специально для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі