Русская Православная Церковь как инструмент мягкой силы России
Украина не сможет достичь подлинной независимости без духовной независимости от РПЦ и "русского мира". Первый шаг в этом направлении должен сделать Порошенко.
Главный способ навредить интересам России без единого выстрела - предоставить стратегическую поддержку украинской православной автокефалии путем более решительного лоббирования в Константинополе и заставив все религиозные конфессии перерегистрироваться. Переименованная Украинская Православная Церковь станет Русской православной церковью русского национального меньшинства - а не как до сих пор церковью восточных славян в Украине.
Однако этого не произойдет, потому что президент Петр Порошенко является членом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Порошенко не относится к числу богатых украинцев, которые бросают Московский Патриархат и присоединяются к Киевскому Патриархату.
Украина всегда была очень религиозной страной, даже в советские времена - гораздо более религиозной, чем Россия. Во времена СССР две трети приходов Русской Православной Церкви (РПЦ) находились в Украине, и большинство из них располагались в западных и центральных регионах. С тех пор географическое размещение религиозных конфессий не претерпело заметных изменений. Путешествуя Донбассом, вы увидите гораздо меньше церквей, чем в центре и на западе Украины. Церкви, которые вам будут встречаться, когда вы будете преодолевать путь от Запорожья в Мариуполь, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Из этого следует двойная ирония.
Разделение Украины на "православный Восток" и "католический Запад" является вымышленным
Во-первых, разделение Украины на "православный Восток" и "католический Запад" является вымышленным. Только три из семи западных областей страны является греко-католическими, в то время как большинство приходов трех украинских православных церквей расположены на западе и в центре (на Закарпатье, к примеру, больше православных приходов, чем греко-католических).
Во-вторых, российские националисты (Русская православная армия, "Ночные волки", Игорь Гиркин т.д.), якобы защищают "(российское) православие" на Донбассе, делают это в регионе, который в результате мощной советизации был вовсе не религиозным. Более того, согласно некоторым данным, наиболее популярной религиозной конфессией на Донбассе является протестантизм.
В Украине и России - стране с гораздо большей численностью населения - одинаковое количество православных приходов (около 14 тыс.). Соответственно, Украина является стратегически важной для реализации власти и влияния РПЦ в рамках мировой православной общины.
В то же время большинство конфессий трех украинских православных церквей находится в "оранжевых" западных и центральных областях Украины. Эту ситуацию доводит до абсурда тот факт, что проевропейские и патриотические украинцы финансово поддерживают РПЦ и поэтому позволяют российскому президенту Владимиру Путину использовать ее в качестве инструмента мягкой силы Кремля.
Без вмешательства Президента Порошенко ЕГО РПЦ вполне ожидаемо теряет популярность - по четырем причинам.
Во-первых, священники РПЦ в России и Украине оказывали поддержку сепаратистам, о чем New York Times писал еще почти два года назад.
"Он говорил, что мы не люди. Священник в рясе с крестом. А когда деревянный крест разбился о чью-то голову, он вернулся с железным"
Во-вторых, украинские военнопленные подвергались пыткам не только от русских солдат, но и от священников РПЦ. "Киборгов", которые попали в плен во время обороны Донецкого аэропорта, русские православные священники били деревянными крестами по головам. "Он говорил, что мы не люди. Священник в рясе с крестом. А когда деревянный крест разбился о чью-то голову, он вернулся с железным. Я думал, что такие священники существуют только в фильмах ужасов", - рассказал один из "киборгов". Священники РПЦ, иногда в казацких шапках и с казацкими мечами, руководили штрафным подразделением в подземелье церкви в Славянске, где происходили пытки.
В-третьих, священники РПЦ - даже с западной Украины - отказываются проводить похороны украинских солдат.
В-четвертых, ячейки РПЦ, такие как Почаев (Тернопольская область) или Киево-Печерская лавра, продолжают служить центрами агитации за присоединение Украины к "русскому миру", то есть осуществляют пропаганду, противоречащую евроинтеграционным устремлениям Украины.
Поэтому неудивительно, что украинцы покидают РПЦ и присоединяются к Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церкви - за исключением Порошенко, который упорно продолжает оставаться членом РПЦ. 41 депутат из Блока Петра Порошенко, включая серого кардинала президента Игоря Кононенко, не голосовали за обращение к Патриарху Константинопольскому Варфоломею.
15 млн украинцев относят себя к Киевскому Патриархату, в то время как только 10 млн остаются верными Московскому. 44% украинцев поддерживают Киевский Патриархат по сравнению с 21% тех, кто поддерживает Московский.
Украинские демократические и проевропейские политические силы ("Батькивщина", "Самопомощь" и т.п.) должны осуществить четыре шага.
Во-первых, пристыдить Порошенко и его союзников за то, что те продолжают оставаться сторонниками РПЦ. Украинский президент не может быть настоящим патриотом и одновременно прихожанином церкви, контролируемой государством, которое ведет войну против Украины и использует эту церковь в качестве инструмента своей мягкой силы.
Во-вторых, они должны требовать от СБУ и ГПУ расследовать связи между РПЦ и российскими спецслужбами и использование ими церкви в качестве центра агитации за "русский мир".
В-третьих, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата должна быть переименована в Российскую Православную Церковь, что помогло бы четверти украинцев, которые в опросах называют себя "православными" (потому что не хотят становиться на другую сторону), сделать выбор. Такое ошибочное название сбивает с толку невежественных прихожан и позволяет этой церкви называть себя "украинской" несмотря на то, что ее контролирует Путин и Кремль.
Наконец, необходимо выработать стратегию лоббирования, давления и убеждения православных церквей и Константинопольского Патриарха предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине.
Украина не сможет достичь подлинной независимости без духовной независимости от РПЦ и "русского мира". Первый шаг в этом направлении должен сделать Порошенко, демонстративно покинув РПЦ и поддержав автокефалию Украинской Православной Церкви.