четверг, 18 апреля 2013 11:53
Владимир Ларцев
Владимир Ларцев
Директор Центра антиолигархической политики, доктор философских наук

"Полевые командиры" Майдана и "Прямая демократия" Порто-Алегро

Малочисленность протестных митингов в Киеве 1 и 7 апреля, а так же проведение "парламентским большинством" заседания на Банковой окончательно продемонстрировали, что сменить режим Януковича в рамках сложившейся в Украине за годы Независимости политической и партийной систем невозможно.

Туманные перспективы украинской демократии

Во-первых, непоколебимость нынешней власти обусловлена не субъектной недоразвитостью большинства наших граждан, а более глубокими причинами. А именно, сложившимся в Украине за годы Независимости социально-экономическим укладом жизни . В Восточных и Южных областях его можно охарактеризовать как рабовладельческо-раннефеодальный, а в Центральных и Западных – позднефеодальный – раннекапиталистический. Поэтому, какие бы демократические и прозрачные выборы в Украине не проводись бы, всё равно в результате тех или иных махинаций формально победит или Партия регионов, или её замаскированные сателлиты.

Во-вторых, социальные, материальные, административные и информационные ресурсы нынешней власти позволяют ей эффективно блокировать и сводить на нет любые протестные акции демократических сил.

В-третьих, создание видимости либерализированной автократии (последний пример, помилование Юрия Луценко) позволяет режиму Януковича успешно лавировать перед мировым сообществом и сводить к минимуму его как фактор катализации общественных трансформаций в Украине.

В-четвёртых, из-за дискредитации нынешними оппозиционными лидерами результатов "оранжевой революции" большая часть населения не доверяет им и поэтому не поддержит в ближайшем будущем их призыв к массовым протестным акциям.

В-пятых, если помечтать и предположить, что на президентских выборах 2015 года победит кто-либо из лидеров оппозиции, он со своей командой всё равно не сможет изменить природу олигархической власти и, раньше или позже, срастётся с ней. Ведь все оппозиционные партии находятся на большем или меньшем "довольствии" крупного капитала.

Объективная невозможность в течение 7-10 лет революционных изменений в украинском обществе заставляет проанализировать возможные пути эволюционных трансформаций социума.

Что такое "прямая демократия" Порто-Алегро

Наиболее близким нашим реалиям является пример Бразилии. Для этой страны характерны высокий уровень коррупции, разгул преступности, засилье государственной бюрократии, беспредел национального олигархического капитала, своеволье транснациональных компаний, нищета большей части населения. То есть букет социально-экономических проблем ещё почище, чем в Украине.

10 февраля 1980 года, ещё в период господства военной диктатуры, группа ученых, интеллигентов и молодёжных лидеров основала в Бразилии Партию трудящихся. С момента создания ПТ дистанцировалась от всех политических партий, включая и идеологически близкую Социал-демократическую. Главной идеей активистов стало участие простых людей в формировании политики и принятии решений в партии - снизу вверх. Костяк ПТ составили небольшие общины жителей, школ и работников предприятий.

Основой стратегии Партии труда стала поддержка создания домовых и квартальных общин и их последующее объединение в квартальные и районные ассоциации. Для реализации данной концепции в 1985 году была создана федерация ассоциаций соседства города Порто Алегро (столица бразильского штата Рио Гранде де Сул). Этот город стал площадкой, с которой ПТ начала свое восхождение к власти во всей страны.

Впервые Партия труда одержала победу на муниципальных выборах в 1988 году. Она получила пост мэра, но она не набрала большинства в городском совете, так как у неё не было ни материальных, ни медийных ресурсов.

В каждом районе начали регулярно собираться народные собрания. Участие в них, для обеспечения единства норм прямой и представительской демократии, принимают и граждане, и депутаты.

Помимо 16 территориальных собраний было создано пять общегородских отраслевых. Их функции распределены следующим образом: первое рассматривает вопросы образования, культуры и свободного времени. Второе - здравоохранения и социального обеспечения. Третье – проблемы хозяйственного развития города. Четвёртое - городского транспорта и уличного движения. А пятое - организацию и планирование развития города, публичного пространства и охраны природы.

Вместе с городским народным советом, в который входят делегаты от всех собраний, они обеспечивают реальное влияние простых людей на структуру бюджета Порто-Алегро и использование его средств в соответствии с их нуждами. Развитие прямой и непосредственной демократии позволило перераспределить инвестиции в пользу беднейших социальных слоёв и беднейших окраин.

На сегодня опыт Порто Алегро распространен более чем в 200 городах по всей Бразилии. Лидер ПТ Луис Игнацио Лула да Сильва в 2002 году был избран президентом Бразилии, и переизбран в 2006-м.

Бразилия преодолела серьезный экономический кризис середины 90-х и успешно противостоит кризису 2009 года - уже в ранге одного из лидеров новых мировых экономик.

ООН, Мировой банк и другие международные организации одобрили данный опыт. Модель управления Порто Алегро, в той или иной степени, перенята муниципалитетами старых демократий.

Пример Бразилии показывает, что реформировать пронизанное многочисленными социально-экономическими и политическими метастазами общество можно не только сверху, но и снизу. К сожалению, в Украине ни одна оппозиционная партия и массовая общественно-политическая организация заниматься повседневной, рутинной и кропотливой работой по решению насущных проблем граждан не хочет. Они предпочитают шумные протестные акции, медийные выступления и телевизионные ток-шоу.

Наступит ли Луценко и Ко на грабли "Народной самообороны"?

Показательны в этом отношение высказывания соратников Луценко. После выхода последнего из тюрьмы он заявил, что вместе с Владимиром Филенко, Тарасом Стецькивым и Романом Бессмертным планируют создать общественное движение "За третью республику".

Его целью, по словам Луценко, должно стать "обновление и строительство страны". Главными задачами движения бывший министр МВД назвал "подталкивание оппозиции к правильным решениям и создание инициативных групп, которые должны собирать у народа предложения по теме "какой мы хотим видеть Украину".

Выдвижение на первый план задачи давления и контроля за действиями оппозиционных партий сразу же наталкивает на мысль, что новая общественная организация нужна лишь как средство реанимации "провисших" на последних парламентских выборах политиков.

Постановка же задачи опросить население на тему "какой мы хотим видеть Украину" вообще лишена здравого смысла. Во-первых, она имеет научно-социологическую, а не политически практическую направленность.

Во-вторых, задавать вопрос "Что мы строим?" ещё имело какой-то смысл в эпоху президента Кучмы. Сегодня же в качестве практического ориентира для развития на ближайшее будущее можем выбрать ту же Польшу или Словакию, которые за 20 постсоветских лет создали конкурентную рыночную экономику и демократическую систему власти.

В-третьих, выработкой долгосрочной модели построения украинского общества и государства давно занимаются несколько инициативных групп. К примеру, локальное интернет-сообщество, в котором главным модератором выступает киевский журналист Александр Тертичный, в процессе напряжённой двухлетней работы сформировало документ "Визия будущей Украины".

Задекларированные Луценко и его соратниками намерения порождают ряд вопросов. Почему их приказавшая долго жить общественная организация "Народная самооборона", провозгласив целью оказание помощи в самоорганизации граждан в их борьбе с властью за свои насущные права, фактически стала лишь средством для избрания её учредителей в Верховную Раду и повторного назначения Луценко министром внутренних дел?

Что мешало Тарасу Стецькиву, Владимиру Филенко и Роману Бессмертному создать движение "За третью республику"? Ведь их харизмы, политического опыта и общественного веса достаточно, чтобы начать раскручивать данный проект. Неужели они действительно думают, что двухлетнее тюремное заключение Луценко снивелировало в сознании большинства граждан политические и министерские грешки Юрия Витальевича и сильно увеличило его авторитет в обществе?

Сегодня мы имеем и достаточно собственного опыта, и наглядные образцы (Бразилия, Польша, Словакия и др.), чтобы вывести борьбу за демократическое преобразование украинского государства и общества на качественно новый уровень. Но для этого надо не изобретать "новый велосипед", а пахать "снизу", помогая самоорганизации простых граждан в решении их проблем. Только кропотливое и ежедневное культивирование гражданской активности людей, проращивание её в каждой клеточке общества, способно свалить нынешний режим и дать "свет в конце туннеля".

Сейчас вы читаете новость «"Полевые командиры" Майдана и "Прямая демократия" Порто-Алегро». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі