14-летняя Леся Кабальсковая девять лет ходит в школу пешком. Она живет в селе Малиновка Мурованокуриловецкого района, а учится в 9 классе в селе Котюжаны. Чтобы сократить дорогу, идет по полю 3 км.
— В хорошую погоду выхожу за час до уроков. А зимой нужно полтора часа идти, — рассказывает Леся. — Идем вместе с подругами Яной, Аней, Олей. Срезаем угол — и дальше через поле.
Дети могли бы жить в общежитии школы в Котюжанах. Но хотят ночевать дома. Леся — единственная у отца, и должна ежедневно хлопотать по хозяйству. Мама умерла, когда девочка была маленькой.
В общежитии школы живут 10 детей из окружающих сел Роздоловка, Беляны, Блакытнэ, Попелюхы. На выходные они ездят домой.
— У нас есть и водопровод, и канализация. В столовой бесплатно кормят трижды в день, — говорит директор Котюжанской школы 44-летняя Анна Арнаут. — А вот автобуса нет. В нашем районе вообще с дорогами тяжело, местность рельефная. Даже рейсовые автобусы ходят не во все села.
Жить в еще одну школу-интернат в райцентре Каменные Куриловцы приезжают старшеклассники из сел Поопелюхи и Беляны.
— На выходные родители забирают детей домой, — говорит секретарь Попелюховского сельсовета 43-летняя Оксана Ткачук. — Детям страшно ходить через поле за 5–6 километров от нас до Вищеольчедаивской школы.
В школу села Немерче Мурованокуриловецкого района детей из сел Винож, Струсовое и Кукавка подвозит нанятой за средства районной власти частный перевозчик.
— Возникают проблемы с селом Винож, оно словно в яме находится, — рассказывает сельский председатель Немерче Анатолий Михайленко. — Поэтому в сухую погоду автобус в село заезжает. А как снегом закидывает или непогода, детям до трассы приходится идти.
На Винниччини 263 школы нуждаются в автобусах для подвоза учеников. По программе "Школьный автобус" государство должно обеспечивать подвоз детей, которые живут более 3 км от учебного заведения. Это — 11,6 тыс. учеников и 1,4 тыс. учителей области.
За четыре года купили 72 машины. В этом году должны были приобрести еще 40 автобусов, но не получили ни одного. В Винницкой области программа провалена, говорит председатель облсовета Григорий Заболотняй. Ситуацию можно исправить, купив автобусы на средства райсоветов.
— Дороги между селами просто ужасные, — рассказывает заместитель начальника областного управления образования 38-летний Андрей Лысак. — Районные отделы образования не могут нанять перевозчиков, которые бы согласились туда ехать.
На передних сиденьях — первоклашки. В конце — старшеклассники
Сегодня на автобусах подвозят 10 тыс. учеников и 1 тыс. учителей области.
Первый рейс из села Загребельня Калиновского района Винниччини автобус КАвЗ школы села Корделивка Калиновского района делает в восемь утра. Потом объезжает саму Корделивку, которая тянется более 4 км вдоль трассы Могилев-Подольск–Киев. За три рейса автобус подвозит 166 детей. В конце дня развозит их по домам.
Девочки на двуместное сиденье садятся втроем. Салон гудит от детских голосов.
— Проходите быстрее, людей еще много, — говорит 53-летний водитель Василий Роик.
На второй остановке все 27 мест заполняются. На передних сиденьях — первоклашки. В конце — старшеклассники. Девушки стесняются садиться ребятам на руки, когда те приглашают. Пищат, так как те их щекочут.
Входят учителя. Ученики затихают.
— Нам очень нравится, — зовет с заднего сиденья девятиклассница Наталия Правдина. — Намного лучше, чем пешком в мороз по 3 километра ходить.
— И дядь Вася у нас хо роший, — говорит о водителе 10-классница Лина Козачковская. — Если опаздываем, он ждет. И посигналит, чтобы быстрее бежали.
Автобус ходит второй год. Такой же в Калиновскому районе есть у еще одной школы в селе Уладивское. В девять школ района детей подвозят частники.
— Еще не ясно, как лучше, — говорит 60-летний директор Корделивской школы Василий Кубряк. — Или чтобы автобус при школе был, или чтобы его нанимали. Это же и помещение для него нужно, и обслуживание. Поломался — ремонтируй. С частниками проще. Райотдел образования с ними договор заключил, и ездят. Хотя мы на свой автобус не жалуемся, гараж построили, водителя взяли.
На Хмельниччине 30 учеников ездят в школы на лошадаях
С сентября в Хмельницкой области не работают девять школ. В Чемеровецком
районе закрыли четыре, в Староконстантиновском — три, в Городецком — две. Сегодня
здесь работают 1054 школы.
Вследствие так называемой
демографической ямы учеников стало меньше на 8 тысяч, — объясняет первый
заместитель начальника Хмельницкого облуправления образования Наталия
Жолобок, 51 год. — Детей последние десять лет в селах рождалось мало. Вот и
некому идти в первый класс.
В Хмельницкой области есть 120 школ, где учится меньше десяти учеников.
Подвозят в большие школы только тех, которые живут в 3 км от заведения.
Я понимаю, что ребенок, который живет в
2 километрах 700 метрах от школы, тоже хочет подъехать. Но что поделаешь,
лишних денег на топливо в бюджете нет, — говорит Наталия Жолобок. — У нас 141
школьный автобус. Нужно еще 150. Те, которые есть, — старые, ломаются. Ездят " газельками" на 8–12 мест и " богданами" на 18–25 мест. А
в Белогорском районе 30 учеников в школу добираются подводами. Думаю, эти дети
с радостью пересели бы даже в неудобную, низенькую " газель ку".
Татьяна ЗЕМЛЯКОВА
Комментарии