пятница, 05 мая 2017 06:20

"Сказали собрать 50 тысяч долларов, потому что расстреляют"

 

— Больше всего жалею, что в 2005 году мог переехать в Ривненскую область, а остался, — говорит фермер 53-летний Александр Андриенко. Настоящую фамилию просит не называть для безопасности семьи.

2,5 года держал ферму на оккупированной Луганщине. Родился в селе Николаевка, с 26 лет жил в Новоанновке Краснодонского района.

— Родители говорили по-русски. В начале 1990-х переехал с женой в Новоанновку. Через три-четыре года перешли на украинский. В селе большинство так общаются, — говорит. — С начала 2000-х арендовал больше земли. Хоть и своей было достаточно. Выращивал подсолнечник. На новых участках знакомый посоветовал засевать пшеницу. Имели хозяйство для семьи: пару свинок, гуси, куры, корова.

После 1990-х стало проще?

— У нас 1990-е не заканчивались. Область поделили на части. За каждой был "смотрящий". Все фермеры платили им 15 тысяч долларов в год. Когда не хватало, договаривались, что отдадут позже. После продажи урожая звонил "смотрящему" и ехал в гости. Они это называли "чаю попить".

Осенью 2012-го с другом на двоих купили комбайн за 3 миллиона гривен. Денег не было. Это был единственный раз, когда ко мне приехали люди в спортивном от "авторитетов". "Друг, ты е..нулся? Бессмертный или что? Тебя уже никто не охраняет. С твоими тракторами могут случиться странные вещи".

Имел два трактора. Остальную технику выгоднее было арендовать. Один сломался. Думал ремонтировать. Через два дня на ток под утро приехали двое в масках. Положили охранника на землю, угрожали оружием. Облили трактор бензином и подожгли.

Охранник вызвал пожарных и милицию. Результата — никакого. Мол, откроют дело. Надо платить. Одолжил 15 тысяч. Бандиты сказали "за моральный ущерб" надо вдвое больше. Пришлось занимать еще.

Дальше все шло размеренно. Иногда звонили, что надо в тюрьмы передать овощи, сигареты. Привожу все, человек распределяет по тюрьмам. Бывало хотели шашлычка. Тогда резал свинью, привозил мясо. Заезжали "молочка попить": спрашивали, как дела и не забыл ли о них.

Чем вам помогали?

— Раз перекупщик задолжал 300 тысяч гривен за семечки (семена подсолнечника. — ГПУ). Не отдавал. Позвонил ребятам. Выбили в два раза больше, но мне мои 300 штук отдали.

Что изменилось с началом войны?

— Первые месяцы жили спокойно. Другие фермеры говорили, что "смотрящие" поменялись. Я не вникал. Война была далеко от села. Мы — с другой стороны Луганска. За нас никто не боролся. Когда непонятно почему мы стали ЛНР, трое ребят из села уехали на войну за Украину. Среди них и мой сын. Но более 20 — стали "ополченцами". Из украиноязычных семей. Почти всех заставили.

Видитесь с сыном?

— Впервые за три года увиделись этой зимой. Долго злился на него. Планировал передать ремесло. А он в июле 2014-го сказал, что едет к девушке в Харьков. А сам — в "Правый сектор". Воюет тайно, потому что любит сестру. Она — в Луганске с мужем. Имеют сеть продуктовых магазинов. Из пяти осталось два. Зять ежемесячно обеспечивает "ополченцев" продуктами. Не потому, что сепар. Иначе их обоих там закопают.

Когда впервые увидели боевиков?

— 13 октября 2014-го в понедельник, как всегда, с 14 работниками имел сбор. На "Тойоте" и "Мерседесе" приехали люди в форме с автоматами. На русском так не говорят в Луганске. Выстрелили несколько раз в воздух: "Все мордой в пол". Спросили, кто хозяин. Подняли, сказали вести в кабинет. Там заявили: "Мы теперь власть. Надо платить налоги республике".

Их было семеро. Моих работников — 14. Одна — на втором месяце беременности. Двое боевиков остались. Другие по кабинетам крали все, что находили.

Сколько просили?

— За два дня должен был собрать 50 тысяч долларов. Сказали: или заплатишь, или "по законам военного времени расстреляем". Деньги у меня были. Позвонил бандитам. Сказали, что не помогут. Стал платить боевикам. Прибыль под конец года был в несколько раз больше, чем они просили. Долго шел к этому. Дочке помогал. Отвечал за людей. Для большинства это единственный заработок.

Вы финансировали террористов.

— Я сохранил рабочие места и любимое дело. Им бредил.

Они приезжали в 20-х числах ежемесячно. Перед тем называли сумму — где-то 4 тысячи долларов.

Почему остались?

— Дочка попросила. Начал искать выходы, куда продать зерно. Знакомый с Донбасса всю технику сбыл и поехал в Ростов к родственникам, раскрутился там. Я продал ему зерно и семечки. Еще приезжали перекупщики. Получилось немного денег, чтобы засеять на весну.

Так было до этой зимы. В январе после праздников приехали "левые" ЛНРовцы за деньгами. Позвонил тем, с кем до этого держал контакт. Приехали и начали стреляться между собой. Потом забрали машины и все, что было на складах. Сказали, приедут по душу, если не заплачу 200 тысяч долларов. 26 января с женой бежали к ее брату в Чернигов. Потерял все, что получил в жизни.

Сын знает, что платили боевикам?

— Злой только за то, что оставил там сестру. Но она скоро к нам переедет.

Сейчас вы читаете новость «"Сказали собрать 50 тысяч долларов, потому что расстреляют"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі