вторник, 23 августа 2011 07:00

На церкви сидел снайпер

Главу Совета Министров Крыма 53-летнего Василия Джарты похоронили в городе Макеевка на Донбассе в прошлый четверг. Он работал там мэром в 2000–2002 годах. Говорят, контролировал все местные прибыльные бизнесы. Горожане называли его царем.

18 августа вдоль трассы Донецк–Макеевка через каждых 50 м стоят сотрудники Госавтоинспекции и милиционеры в гражданском. Накануне в городе перекладывали тротуарную плитку, белили бордюры, косили траву.

В 10.00 начинается церемония прощания в Театре юного зрителя. Возле него стоит катафалк "крайслер". На прилегающих улицах припаркованы сотни "мерседесов" и "лексусов" со спецномерами. Около театра более 2 тыс. людей. Шеренга казаков на площади перед зданием отделяет макеевцев от вип-персон.

— Нас, видать, туда и не пустят, — говорит пожилая женщина.

— Пока Васенька был жив, мы хоть в Крыму успели поотдыхать, на месяц приютил, — плачет ее седая подруга.

— Ее сын тоже депутат, в Киеве живет. А раньше они здесь рядом жили, в поселке Мирном, на макеевской Рублевке. Василий Георгиевич, царствие небесное, своих никогда не забывал, — говорит первая.

На лестнице, которая ведет на второй этаж театра, командует охранник:

— Отсеките этих, пожалуйста, сейчас проходят депутаты Верховной Рады.

Министр внутренних дел Анатолий Могилев поднимается на второй этаж, кланяется гробу. Он работал начальником милиции Макеевки при мэре Джарты.

Выйдя из театра, депутат Верховной Рады Крыма Геннадий Литовченко дает интервью телеканалу, который принадлежал покойному:

— При нем о Крыме узнали не только в России и Украине, но и в Европе, Америке.

В 11.00 центр Макеевки перекрыт. Прохожих нет, общественный транспорт не ходит. Десятки маршрутных автобусов стоят вдоль дорог. Курсанты несут гроб к храму.

Около полудня из Донецкого аэропорта на похороны едет кортеж президента Виктора Януковича. На просп. Киевском в Донецке его встречают члены общественной организации "Союз обманутых вкладчиков". Нарисовали плакат "Туда вам и дорога". Развернуть не успели. Организатора и трех журналистов на 2 часа забрали в милицию.

В 12.00 в Георгиевском храме Макеевки начинается панихида. Площадку перед церковью заполняют сотни вип-персон. Некоторые курят и улыбаются. Мэр города Славянск Неля Штепа приехала в ярко-синем платье и синих туфлях на высоких каблуках. Храм окружила охрана. На крыше — снайпер.

Янукович заходит в собор со старшим сыном Александром. "Регионалы" Ринат Ахметов, Борис Колесников, Ян Табачник остаются на площади.

На кладбище Красная Горка три сотни госслужащих несут венки, корзины, охапки живых роз. По приказу местной власти чиновников отправили на похороны. Некоторые венки по 2–3 м. Венок от президента несут три женщины.

Василия Джарты хоронят на центральной площади кладбища. Могилу прорубили в асфальте. Вокруг постелили зеленый ковролин, рядом — две вазы с землей, лопаты. Площадь окружена елями, за ними — поросшие сорняками могилы. В елях дежурят милиционеры. Один прогоняет беспризорного:

— Мужчина, выходим отсюда быстро!

Распорядительница дает указания женщинам с венками:

— Мы не должны ударить в грязь лицом перед Виктором Федоровичем.

Венок от президента прикрепляют на крест в 4 м от могилы. Его установили несколько лет назад в знак того, что там поставят часовню. Перед похоронами крест задрапировали красной и черной тканью и украсили цветами. Неподалеку построили трибуну. Устанавливают микрофоны.

— Кто-нибудь знает, какого роста Ефремов? — спрашивает распорядительница у звукооператоров. — Мальчики, надо подкрутить микрофоны. Повыше сделайте для Клюева, пониже — для Мальцева.

Гроб из красного дерева с золотыми ангелами несут восемь курсантов в малиновых беретах.

Мэр Макеевки Александр Мальцев начинает траурный митинг.

— Он был верен интересам региона и страны, был настоящим патриотом родной Макеевки, — Мальцев хмурится и подсматривает в папку.

Первый вице-премьер-министр Андрей Клюев говорит без шпаргалки:

— Он проделал достойный путь от слесаря до одного из руководителей страны. Как только Василий Георгиевич стал руководителем в Крыму, там начались реформы. Народ его уважает, друзья любят.

На стульях возле гроба сидят жена умершего 53-летняя Наталия Евгеньевна, дочери 31-летняя Виктория и 23-летняя Ольга. Его мать Мария Николаевна все время плачет. Около нее врач "скорой".

Слушает ораторов более сотни политиков и бизнесменов. В первом ряду стоят глава меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, министр ЖКХ Анатолий Близнюк, экс-министр обороны Александр Кузьмук, глава Антимонопольного комитета Василий Цушко, миллиардер Виктор Нусенкис, нардепы Сергей Кивалов и Владислав Лукьянов, сын генпрокурора Артем Пшонка.

— Я сказал: мечтаю красным гранитом выложить храм. А он мне говорит: не только гранитом, но и золотом, — поднимает руки вверх духовник покойника митрополит Симферопольский и Крымский УПЦ Московского Патриархата Лазарь. — На следующий день была выделена сумма. Бог распорядился так, чтобы ты, Василий Георгиевич, был сегодня в селении праведных. А вот эти золотые купола, которые будут сиять над собором Александра Невского, они будут согревать сердца всех.

— Значит, хороший был человек наш хозяин, раз батюшка так говорит, — крестится и шепчет женщина лет 50. Вместе с мужем она утром пришла на кладбище посмотреть на похороны. Супруги прячутся за спинами журналистов.

— Похороны царские, но, как говорится, Бог ему судья, — говорит мужчина.

Духовой оркестр играет гимн Украины, курсанты военного училища делают шесть залпов из 10 ружей.

Виктор Янукович на кладбище не приехал. Выражая соболезнования, он назвал Василия Джарты "удивительным человеком".

Бывший министр внутренних дел и теперешний арестант Юрий Луценко год назад называл крымского премьера криминальным авторитетом по прозвищу Вася Бита.

Сейчас вы читаете новость «На церкви сидел снайпер». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

141

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі