6 реалистичных макетов кораблей разных стран и эпох разместили на набережной в Умани: римскую бирему ІІІ ст. до н.э., казацкую чайку XVI века, французский флейт XVI века, караку "Виктория", вернувшуюся из кругосветного путешествия Фернана Магеллана, "Титаник" 1912 года и даже бригантину с алыми парусами по сюжету повести Александра Грина. Автор подробных работ - уманский мастер Николай Чистик.
Уманчанин работает водителем, а свободное от работы время отдает своему увлечению, которым начал заниматься 12 лет назад.
"Еще когда мне было 5 или 6 лет, отец смастерил маленький кораблик, с которым я играл и пускал на воду. Наверное уже тогда я решил, что, когда вырасту, то сделаю что-то похожее. А когда начал заниматься изготовлением кораблей, мне было 18 лет. Первыми работами были маленькие деревянные лодочки. Постепенно они становились больше, интереснее и таким образом я развивался", - рассказывает умелец.
"Создание кораблей занимает много времени и требует внимания. При просмотре художественных или документальных фильмов обращаю внимание на старинные корабли, читаю специальную литературу".
Николай обращает внимание, что не делает точных копий старинных кораблей.
"Профессиональные моделисты-кораблестроители могут скептически посмотреть на мои работы, но я делаю их полностью вручную, это не купленные в магазине конструкторы. Это полностью ручная работа. Некоторые запчасти и материалы я покупаю в интернете, некоторые делаю сам. На самом деле у корабелов (люди, которые строили корабли) не было чертежей, а свои знания и умения они передавали от отца к сыну. Я изучаю информацию о кораблях и их строительстве уже очень давно, начинал с журнала "Моделист-конструктор", там были чертежи, а сейчас есть интернет, где много информации".
Николай рассказывает, что идея каждого нового корабля начинается с рисунка. Над созданием каждого корабля от идеи до финала он работает сам, а в целом весь процесс занимает несколько месяцев:
"Сначала я рисую его на бумаге. Чертежи делаю сам, рисую шаблоны, по которым потом все делаю. Самое сложное изготовить корпус - его нужно нарисовать. Шпангоуты и киль делаю из фанеры. Затем все обшиваю деревянными рейками или пластиком, шпаклюю, грунтую, крашу. Это, наверное, самая ответственная и самая сложная часть работы, тем более если корабль больших размеров - метра полтора в длину".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинский корабль представят на международной выставке
Многие свои работы мастер дарил друзьям, сейчас время от времени удается продавать.
"У меня была одна интересная работа. Галеон, который сейчас стоит в ресторане в Стамбуле. Четыре года назад удалось самолетом его переправить туда. Это была очень интересная поездка. В Одессу мы довезли его с дальнобойщиками, он ехал перевернутый в фанерном ящике на мешках с картошкой, а из Одессы самолетом доставили в Турцию. Я очень переживал, чтобы по дороге ничего не отпало, но он выдержал эту дорогу. Это был большой и тяжелый корабль".
Николай признается, что уже сбился со счета и точно не может сказать, сколько кораблей создал, но говорит, что с полсотни точно сделал.
Со времени открытия обновленной набережной Осташевского пруда летом 2019 года в Умани появилась традиция оставлять мелкие купюры в арт-объекте "Корабль", чтобы снова возвратиться в город. В начале октября все собранные средства, 3176 грн, передали Уманскому инклюзивно-ресурсному центру.
Комментарии
2