В романе Кэтрин Энн Портер "Корабль дураков" есть персонаж по фамилии Левенталь — еврейский коммерсант, который отказывается эмигрировать из Германии, невзирая на все более ощутимую нацистскую угрозу. "Это наша родина, — говорит он. — В конечном итоге, нас здесь почти миллион. Куда они нас денут? Поубивают, что ли?"
Недавно я провел подобное путешествие с похожими персонажами — только не на корабле, а на поезде. Мои соседи — образованные галичане — всю дорогу убеждали меня, что ничего страшного в Украине не случилось, что Табачник — это еще не вся Партия регионов, что есть там персонажи и менее украиножерские, а главное — пережив Кучму, переживем, мол, и его перевоплощение в виде Януковича.
Галичане действительно пережили так много оккупационных режимов, что каждый следующий кажется им похожим на предыдущий. Ни от какого из них они не ждут ничего хорошего, но и не предполагают, что новый режим может оказаться еще хуже. В 1941 году им казалось, что немцы Гитлера — это всего лишь разновидность австрийцев Франца-Иосифа.
Куда они нас денут? Поубивают, что ли?
Я не стал им бередить исторические язвы, лишь поведал о собственном деде, который дезертировал из армии УНР, потому что не видел особой разницы между грубыми, но на свой манер эффективными большевиками, и либеральными, но бестолковыми петлюровцами. Он, как и тысячи других украинских крестьян, проголосовал тогда против всех — ногами. Крестьян было тогда 30 миллионов, и все они искренне верили, что приживутся при любой власти, потому что то она нуждается в них, а не наоборот.
Только один собеседник со мной согласился. Он вспомнил, как несколько лет назад на киевских заборах появились отчаянные надписи: "Данилыч, вернись!"
"Теперь, — сказал он, — пора этот лозунг писать и на львовских улицах".
Комментарии
19