четверг, 07 апреля 2022 09:36

Спецтема: Война России против Украины

"Орки ходят по всем домам, выметают продукты. Но сало не едят" - как живет и принимает переселенцев поселок под боком у Беларуси
10

Поселок Владимирец Ровенской области находится в 80 км от границы с Беларусью. Каждый день здесь раздаются воздушные тревоги и постоянно существует риск вторжения со стороны соседнего государства, несмотря на обещания самопровозглашенного президента Александра Лукашенко не воевать с Украиной.

Несмотря на это, в поселок с 24 февраля приехало немало переселенцев из регионов, где продолжаются активные бои. Им помогают с жильем, продуктами и вещами несколько волонтерских центров.

Корреспондентка Gazeta.ua узнавала, как живут вынужденные беженцы во Владимирце и готовы ли местные жители отражать вероятную агрессию со стороны Беларуси.

ОРКИ И ПОГРЕБА

22-летний Сергей Терещенко приехал во Владимирец из села Пидгайне Киевской области, где 24 февраля гостил у бабы с дедом. С ними почти три недели пробыл под обстрелами. Решил бежать, когда военные предупредили о приближении к этой и окружающим деревням еще более жестоких боев. Вместе с Сергеем уехали еще 11 человек.

- Привык вставать в четыре утра, потому что в течение недели (в Пидгайном. - Gazeta.ua) в это время ежедневно летел истребитель и сбрасывал бомбы на село, - вспоминает первые дни широкомасштабной войны Терещенко. - Снаряд, когда падает, делает воронку глубиной в шесть метров. Это, можно сказать, пруд... А когда самолет сбрасывает бомбу, то ударная волна такова, что в радиусе километра сносит шифер с крыш и выбивает окна. Оккупанты попадали в хаты, стреляли по мирным. Это - варварство.

Волонтеры из поселка плетут маскировочные сетки возле лицея "Коллегиум"
Фото: Анастасия Прокаева
В поселке Владимирец работает несколько волонтерских центров. Там собирают помощь военным и переселенцам
Помогать военным во Владимирце начали еще с 2014 года
Детские рисунки в волонтерских центрах поселка тоже очень востребованы. Их передают украинским военным на передовую
Переселенцам в поселковое общежитие сносят много одежды, а также еды

Родители и сестра Сергея уезжать не захотели и остались в родном селе Розважев Киевской области. Его оккупантам удалось захватить в самом начале полномасштабного вторжения. Поставили свою власть.

- Но те люди сразу сбежали, чтобы с ними не расправились местные, - продолжает Сергей. - Бывало, что в дом прилетали кассетные бомбы. От них погибли 14-летний парень и женщина, которой мина влетела в дом. Многие селяне получили ранения, им осколками посекло ноги. Когда звонил матери, то постоянно слышал в телефоне выстрелы из автоматов.

Начали летать вертолеты. Обстреливали ферму

Дед Сергея тоже пострадал. Ему небольшой осколок кассетной бомбы попал в спину, когда с внуком ехал с фермы.

- Через два дня после этого начали летать вертолеты. Обстреливали ферму, где мы прятались. Побило коз и баранов, но мы остались живы, - продолжает переселенец. - Ехать решили после предупреждения военных. К тому времени в деревне уже были разбиты 15 домов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "В банках нет денег, магазины пусты, гуманитарку блокируют" - как выживает оккупированная громада в Запорожской области

Решение Терещенко оказалось правильным, потому что впоследствии снаряд оккупантов уничтожил и дом его родственников. Бабу с дедом он увез в Литву. Сам остался в Украине.

- Орки ходят по всем домам, - рассказывает о поведении россиян в захваченных селах. - Если пустой дом, то срывают замки, забирают все, селятся там. Лезут в погреба, выметают оттуда продукты. Но сало не едят. Если кто дома, то проверяют документы, ищут атовцев. Заставляют людей носить белые повязки. Отворачиваются и ничего не говорят, когда люди спрашивают: "Зачем пришли?". Они боятся, что их будут скоро гнать (Киевщину от оккупантов освободили полностью 2 апреля. На момент разговора захватчики еще находились на территории области. - Gazeta.ua). Мать рассказывала: "Едет колонна в сторону соседнего села, через три часа - возвращаются избитые".

Автор: Анастасия Прокаева
  Сергей Терещенко 24 февраля, когда российские оккупационные войска начали наступать, был в селе Подгайное Киевской области
Сергей Терещенко 24 февраля, когда российские оккупационные войска начали наступать, был в селе Подгайное Киевской области

Побили нескольких своих, взявших еду у оккупантов

Сергей Терещенко работает инженером-таксатором в объединении Укргослеспроект. Живет в поселке Розважев Киевской области, которое уже освобождено от оккупантов. До этого там стояло более 300 захватчиков.

- Было несколько десятков танков, другая техника. Люди враждебно относятся к россиянам там. Были даже случаи, что побили нескольких своих, взявших еду у оккупантов: "Лучше попроси у соседа, чем так", - рассказывает Сергей. - Оставил дома все. Даже документы. Люди во Владимирце дают продукты, вещи. Наши уже стремятся работать. Я сразу записался в военкомат, прошел медкомиссию. Сказали, что позвонят по телефону, если будет нужно.

ЗАСТРЕЛЕННЫЙ СВЯЩЕННИК

Во Владимирце переселенцев селят в общежитие лицея "Коллегиум". Сейчас там живут 33 человека и две собаки. Всего с 24 февраля как переселенцы во Владимирце зарегистрировались более 700 человек. Часть из них впоследствии переехали в другие области или за границу.

- Наш дом уничтожили. Ехали, куда глаза глядели, - рассказывает жительница общежития 40-летняя Елена Вислоцкая. Уехала из Пидгайного с сыном и мужем. - Были куры, утки, свинья, кобыла, корова. Все отпустили на улицу. Потому что в соседнем селе тогда были оккупанты.

Автор: Анастасия Прокаева
  Переселенцев в поселке селят в комнаты общежития. Люди живут по двое
Переселенцев в поселке селят в комнаты общежития. Люди живут по двое

Оккупанты регулярно сбрасывали бомбы с самолетов и обстреливали дома из "Градов", вспоминает Вислоцкая.

- Выезжали под обстрелами, даже не знаю, стоит ли до сих пор мой дом, - говорит односельчанка Елены 59-летняя Нина Андриенко. - Танки на огородах стоят. Скучаю по дому. Жалею о скотине. У меня была такая курочка, что на руки шла и все время за мной ходила. Но не смогла взять ее с собой.

Одно из самых ужасных воспоминаний жителей Иванкова, живущих в общежитии, - убийство священника Православной церкви Украины

Одно из самых ужасных воспоминаний жителей Иванкова, живущих в общежитии, - убийство священника Православной церкви Украины Максима Козачины. Он ехал за хлебом и вышел поговорить к оккупантам, которые пытались отобрать у него автомобиль. Его расстреляли на месте. Три дня тело местные не могли унести из-за постоянных обстрелов. Похоронили возле часовни. Убитых захватчиками односельчан люди хоронили во дворах.

Автор: Анастасия Прокаева
  Некоторые из переселенцев приехали во Владимирец с домашними животными
Некоторые из переселенцев приехали во Владимирец с домашними животными

- Хочется приехать и хотя бы посмотреть на разрушенный дом, - говорит пенсионерка Светлана Толочин из Иванкова. Ее дом разбомбили российские террористы. Женщина взяла собаку и убежала. - В селе наши родители лежат, хотя бы могилку убрать. Там все детство и молодость, каждый кустик знаю. А тот идиот (Путин. - Gazeta.ua) пришел и все кончил за один день.

НАПАДЕНИЕ РОССИИ НЕ ИСПУГАЛО

В одном из волонтерских центров Владимирца стоят мешки, заполненные одеждой, едой, средствами гигиены. Через несколько дней это все роздадут переселенцам или увезут нуждающимся в другие регионы.

Центр открылся после начала войны на Донбассе в 2014-м. Многие годы доставляли помощь на Восток - военным и гражданским. Теперь список тех, кто нуждается в поддержке, значительно увеличился. Сейчас отсюда везут по несколько десятков тонн гумпомощи. Передавали в Житомир, Харьков, Запорожье, Сумы.

Автор: Анастасия Прокаева
  Помогать военным во Владимирце начали еще с 2014 года
Помогать военным во Владимирце начали еще с 2014 года

Волонтеры ведут себя настороженно. Большинство просят не называть фамилии и не фотографировать, потому что могут быть видны их лица.

- Переживаем за безопасность, - объясняют.

На стенах центра висят десятки фотографий военных. Это защитники, которым волонтеры помогли за время своей работы.

Новое нападение России уже не испугало, рассказывает капеллан.

"25 февраля пришли и приступили к работе"

- Новое нападение России уже не испугало. Мы были готовы, - рассказывает военный капеллан Николай Юрах, работающий при центре. - Нам не нужно было изобретать велосипед. 25 февраля пришли и приступили к работе. Каждый в гражданской жизни находится на своем месте, но когда стало известно о полномасштабном вторжении - все пришли сюда и знали, чем заняться.

Автор: Анастасия Прокаева
  Детские рисунки в волонтерских центрах поселка тоже очень востребованы. Их передают украинским военным на передовую
Детские рисунки в волонтерских центрах поселка тоже очень востребованы. Их передают украинским военным на передовую

К волонтерству сегодня приобщаются те, кто в 2014 году сам получал помощь, рассказывает капеллан.

- На прошлой неделе Татьяна из-под Горловки, которая содержала детский дом, где мы кормили детей, приехала сюда на гуманитарную миссию. И уже нам подтягивает помощь, - говорит Юрах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Над головой пролетел самолет и где-то бахнуло. Понял: что-то происходит" - как добровольцы с оружием защищают Полтаву

С начала широкомасштабного вторжения в РФ громада села активизировалась вся. Даже дети записывались плести маскировочные сетки, говорит 60-летняя Наталья, заведующая волонтерским центром.

- Помогаем переселенцам, - рассказывает. - Говорим тем, кто сюда приходит: "Можете брать все, что нужно". Есть те, кто отказываются, и принимают только вещи для детей - памперсы, одежду.

Каждому местному военному, отправляющемуся в боевую бригаду, выдают личный паек - еду и набор лекарств. Дают консервы, пряники, шоколад, сало, сухари, орехи, мед, сок или круассан. Все фасуют в сшитые мешочки.
Автор: Анастасия Прокаева
  Волонтеры готовят для каждого едущего на фронт военного, сухпайки и медицинские аптечки
Волонтеры готовят для каждого едущего на фронт военного, сухпайки и медицинские аптечки

В центр постоянно идут люди - несут домашнее печенье, сушку, консервацию. Некоторые остаются, чтобы помочь разгружать эти вещи или складывать. Все работают бесплатно. Автомобили, которые развозят гуманитарку, жители поселка заправляют за свой счет.

- Шьем также разгрузки, каркасы для бронежилетов. Местные швеи сделали бафы для военных. Возрождается украинская нация, - отмечает Наталья. - Переселенцам очень больно говорить о пережитом. Они немые. Мы ничего не спрашиваем, а предлагаем все, что имеем. Находили людям кровати, матрасы. Нам здесь даже холодильник принесли. Но пока он еще никому не пригодился.

Несмотря на войну, волонтеры настроены праздновать Пасху 24 апреля.

- Хотим печь праздничные паски. Верим в наши ВСУ, - говорят.

ВОИНСТВЕННЫЕ ЛЮДИ

33-летняя Оксана Самковская работает во Владимирецком поселковом совете. С тремя единомышленниками создала группу для координации между переселенцами и волонтерами.

- Энергии было море, - говорит Оксана. - У людей руки тряслись от того, что нужно что-то делать. Двое моих подчиненных мужчин ушли в терроборону. Обцеловали руки, когда им отдали военные билеты.

Автор: Анастасия Прокаева
  "Здесь будет партизанщина. Мужчины и женщины воинственны", – говорит Оксана Самковская
"Здесь будет партизанщина. Мужчины и женщины воинственны", – говорит Оксана Самковская

В поселке сформировали отряд теробороны, два добровольных формирования - Рота обороны и Самооборона. Организуются люди и в самых маленьких селах громады.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Главные дипломаты сейчас - военные" - действительно ли Запад хочет заставить Украину идти на уступки

- Раздали оружие тем, кто имеет разрешение. Под военкоматом были очереди, - рассказывает Самковская.

Во время Второй мировой войны во Владимирце активно действовали отряды Украинской повстанческой армии. Они не просто так выбирали для борьбы Полесье - здешние густые леса находятся среди болотистой местности. Пройти вражеской армии из Беларуси будет сложно, говорят местные.

- Здесь будет партизанщина. Мужчины и женщины воинственные, - говорит Оксана. - По селам военное дело знают. По лесам много крыивок осталось. У меня свекор - лесник. Говорит, что все знают, где они есть. Но воевать с белорусами люди не хотят. У многих родственники там. Местные говорят: "Не представляем, что белорусы придут и будут стрелять в кровную родню".

По дикому месту не пройдешь. Много болот и много перемытой местности

Еще одно препятствие для вероятной атаки из Беларуси - размытые из-за незаконных копателей янтаря дороги.

- По дикому месту не пройдешь. Много болот и много перемытой местности. Чтобы достать янтарь, насосом на страшную глубину заливают воду и образуются словно пещеры, а сверху - сыпучий песок, - добавила Оксана Самковская.

3700

гектаров яровой пшеницы засеяли в Ровенской области по состоянию на 29 марта. Это половина запланированного. Также, несмотря на войну, здесь будут сеять сахарную свеклу, овес, горох.

Сейчас вы читаете новость «"Орки ходят по всем домам, выметают продукты. Но сало не едят" - как живет и принимает переселенцев поселок под боком у Беларуси». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі