среда, 26 сентября 2007 15:15

"От этих выборов существенно выигрывает только Тимошенко"

  Вадим Карасев: ”Нынешняя кампания Владимира Литвина была намного лучше, чем в 2006 году”
Вадим Карасев: ”Нынешняя кампания Владимира Литвина была намного лучше, чем в 2006 году”

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, 49 лет, прогнозирует создание оранжевой коалиции в новой Верховной Раде и говорит, что "регионалы" в таком случае будут пытаться обжаловать результаты выборов.

 

Чем удивила нынешняя избирательная кампания?

— К сожалению, ничем. Все прошло более-менее спокойно, было не очень интересно. Основная причина этого — в потому, что нынешняя кампания является доигрыванием парламентских выборов 2006 года. Принимали участие те же лица. Звучали те же идеи. Разница была лишь в нюансах.

Помогла ли Партии регионов идея о референдуме относительно НАТО и предоставления русскому языку статуса второго государственного активизировать собственный электорат?

— Идея проведения такого референдума была направлена скорее не на мобилизацию их электората, а на подготовку массовых протестов сторонников Партии регионов. Если президент Виктор Ющенко не подаст кандидатуру Виктора Януковича на должность премьера, эти протесты понадобятся. Вторая задача референдума — мобилизировать избирателей не столько на парламентскую, сколько на будущую президентскую кампанию.

Они ожидают, что эта идея сработает в послевыборный период. Когда будет формироваться новая коалиция и будет продвигаться план о досрочных президентских выборах.

Насколько действенными оказались походы Виктора Януковича в народ — проезд в троллейбусе, посещение гастронома?

— Это удачный политический ход. Здесь чувствуется "рука" политтехнологов из США, которые консультируют премьера. Ведь есть даже такая политическая американская пословица: "Ты наберешь ровно столько голосов на выборах, сколько пожмешь рук".

Однако факт, что Виктор Янукович вышел в народ, скрывает и задачу и посерьезнее. Партия регионов уже сейчас понимает, что послевыборный период будет очень непростым для всех политических игроков и для самого премьера также. Сегодня у "регионалов" нет никаких гарантий относительно того, что именно Януковича президент выдвинет на должность премьера. Поэтому митинги, которые организует партия, и походы "в люди" — это репетиция перед президентскими гонками. Партия регионов стремится проверить так называемую площадную активность собственных сторонников, и не обязательно в Киеве. Убедиться в том, что люди поднимутся за партию в случае чего именно в послевыборный период.

Как подействовала на избирателей реклама "регионалов" с изображенными детьми и счастливыми семьями?

— Такая реклама влияет на тех, кто не определился. Они живут в основном в центре страны и голосуют не по собственным идейным убеждениям, а в соответствии с социальным пакетом, который предлагают людям политические силы. То есть реклама Партии регионов была рассчитана на так называемых промежуточных, "пограничных" избирателей. "Регионалы" надеялись на существенный прирост голосов именно в центральной Украине. В настоящее время можно сказать, что фишка "детского социализма" сработала в их пользу.

Парламентская кампания фактически начала следующую президентскую

Удалось ли Юлии Тимошенко расширить круг своих сторонников с помощью лозунга "Украинский прорыв" и использование в кампании образов Ванги и Нострадамуса?

— Да, все эти лозунги сработали в интересах Тимошенко, однако не стали решающими для ее успеха. Тимошенко сегодня — единственная из политических игроков, ктосущественно выигрывает от этих выборов. Прирост голосов ее блока будет колебаться в пределах 6–7 процентов по сравнению с результатами прошлогодних выборов.

Но этот результат будет связан не столько с рекламной кампанией БЮТ, сколько с тем, что сегодня Тимошенко — единственная оппозиционная сила в стране. Партия регионов сегодня при власти. То же с "Нашей Украиной — Народной самообороной", ведь президент страны — их формальный лидер. Потому как единственная мощная оппозиция Тимошенко дополнительно получит голоса от так называемого протестного избирателя. В этом плане реклама с образами Ванги и Нострадамуса и программа "Украинский прорыв" были скорее предпосылками для такого успеха, чем решающим фактором для увеличения голосов БЮТ.

Целесообразно ли было Юрию Луценко в рамках общей программы "Нашей Украины — Народной самообороны" призывать к смене власти в Киеве?

— К смене власти в столице сегодня призывают все, даже Партия регионов. Нынешний мэр Леонид Черновецкий действительно  пользуется большым недоверием среди киевлян. Поэтому все основные политические игроки стремятся привлечь внимание электората и тем самым набрать дополнительные голоса за счет жителей столицы. Это — правильный политический ход. Однако он не решает вопроса успеха или неуспеха рекламной кампании любой из политических сил.

Кому из партий-аутсайдеров удалось удивить избирателя?

— По большому счету, не удивил никто. Возможно, кроме Владимира Литвина. Его нынешняя кампания была намного лучше, чем в 2006 году. А еще поразил блок "КУЧМА". Во-первых, своим неординарным названием. Во-вторых, антирумынской предвыборной кампанией. В их программе ударение было сделано на проблемах Украины и Румынии, связанных с островом Змеиный. Такое впечатление, будто в Украине нет проблем посерьезнее. Уверен, сам Леонид Кучма такую "антирумунщину" никогда бы не поддержал.

Какой будет новая коалиция в парламенте?

— Коалиция будет, скорее всего, "оранжевой". Однако не исключен и вариант, когда ее составят Партия регионов с коммунистами.

Если в парламенте таки объединятся "оранжевые", "регионалы" будут оспаривать результаты выборов. Опять будут использованы суды, которые в нашей стране никогда не дают никаких гарантий. Опять будут стягивать под стены людей, которые будут брать их в осаду. То есть опять будут жать на судей не только деньгами, но и человеческим ресурсом.

При разных коалиционных расписаниях кто реально будет претендовать на должность премьера?

— Здесь вариантов немного. Премьером станут или Юлия Тимошенко, или Виктор Янукович. Но может быть и техническое правительство. В этом случае на кресло главы правительства сможет претендовать Виктор Балога, руководитель Секретариата президента.

В целом же нынешняя парламентская кампания фактически начала следующую президентскую. Это была кампания не столько партий, сколько их лидеров — Тимошенко, Януковича и де-факто президента. Но ошибка Виктора Ющенко была в том, что он слишком поздно включился в предвыборный процесс и не мог принимать в нем участия прозрачно и открыто. Поэтому и кампания "Нашей Украины — Народной самообороны" не была достаточно эффектной и эффективной.

Сейчас вы читаете новость «"От этих выборов существенно выигрывает только Тимошенко"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі