"Для них всех там наступит Судный день, очень быстрый и тяжелый, укрыться будет очень сложно" – именно так на днях заместитель российского Совбеза Медведев в очередной раз попытался напугать Украину и "страны НАТО", которые "отказываются" признать оккупированный Крым российским, и этим создают " прямую и явную угрозу" для Белокаменной.
Кремль уже не раз пугал коллективный Запад ядерным конфликтом, который вполне может перерасти в Третью мировую войну. Страх и шантаж – неизменные инструменты внешней политики московского режима, к которым западные государства, похоже, начинают адаптироваться.
Со времен окончания Второй мировой войны ведущую роль в архитектуре международной безопасности стала играть Организация Североатлантического договора НАТО. Именно ее принцип коллективной безопасности, отраженный в 5 статье Вашингтонского договора, стал краеугольным камнем одной из самых успешных моделей безопасности современности.
И хотя сейчас хватает критики, частично справедливой, в сторону Альянса, стоит помнить: он никогда не претендовал на роль "всемирного полицейского". Всегда фокусировался исключительно на безопасности собственной территории от нападения извне – задачи, с которой он успешно справляется вот уже 73 года.
Однако при этом НАТО не стоит в стороне от полномасштабной войны РФ против Украины. Руководство Североатлантического союза делает все, чтобы быть важной частью инициативы "Рамштайн". Также всячески стимулирует страны-члены индивидуально помогать Киеву оружием, имея при этом надежную опору в системе общей коллективной безопасности.
Кроме того, НАТО, начиная с 2014 года, осуществляет системные трансформации собственной системы обороны, чтобы максимально соответствовать наиболее актуальной угрозе евроатлантической безопасности современности – угрозе со стороны РФ.
Экзистенциальный кризис начала 1990-х
Распад Советского Союза, постепенная концентрация силы и влияния в руках Вашингтона, а также развитие стратегического партнерства с Россией – бывшим "главным противником" в свое время поставили перед НАТО серьезные, почти экзистенциальные вызовы.
В условиях отсутствия угрозы масштабного континентального вооруженного столкновения двух военно-политических блоков, что могло привести к обмену ядерными ударами, Европа все больше внимания уделяла собственному благополучию и увеличению прибыли.
Альянс пытался приспособиться к новым реалиям мирового порядка, уделяя больше внимания проблемам локальных конфликтов
Альянс пытался приспособиться к новым реалиям мирового порядка, уделяя больше внимания проблемам локальных конфликтов, нераспространению оружия массового поражения, борьбе с терроризмом и кибербезопасности.
После трагических событий 11 сентября 2001 г. организация получила первый стимул к развитию. Во-первых, союзники получили реальный шанс проверить действие Вашингтонского договора на практике. А именно – его краеугольного камня, 5 статьи, отражающей ключевые принципы коллективной безопасности. В рамках ее реализации (первой за все время существования Альянса) европейские союзники оказали США помощь в "Глобальной войне с международным терроризмом", в том числе и взяв на себя основную ношу в обеспечении стабильности в Афганистане после завершения там операции Enduring Freedom.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Тяжелые уроки войны России с Украиной
Безотносительно к практическим результатам афганской миссии НАТО, союзники получили возможность на практике проверить существующие в то время только на бумаге механизмы развертывания своих сил в географически отдаленных районах, их логистического обеспечения и ротации. Все это можно смело приобщить к коллективному опыту организации.
Российская гибридная агрессия против Украины в начале 2014 года завершила период институционального и идейного кризиса в НАТО. Незаконная аннексия Крыма и "гибридная" интервенция на востоке Украины вдохнули в Альянс новую жизнь и подтолкнули к эволюции и усовершенствованию.
Гибридная агрессия РФ 2014 года: новая жизнь Альянса
Антиукраинская кампания Кремля 2014 года, направленная сначала на силовой захват Крыма, а затем – на дестабилизацию и военную интервенцию на Донбассе, поставили Альянс перед тремя ключевыми вызовами.
1. "Зеленые человечки" против 5 статьи Вашингтонского договора. Механизмы мобилизации ресурсов НАТО были выписаны под реалии военных конфликтов двухполюсного мира с широким использованием традиционных вооружений и очевидным фактом агрессии одной стороны против другой. Реалии "гибридной" войны, продемонстрированные Россией, показали кардинально иной характер современных войн. Начинающихся с диверсионно-подрывных операций с привлечением специальных подразделений, национальная идентификация которых невозможна, по крайней мере на первых этапах агрессии. И потом трансформирующихся в так называемые прокси-войны с использованием нерегулярных, полукриминальных элементов для выполнения сугубо военных задач. Поэтому Альянс оказался в ситуации, когда, в случае "гибридного" нападения на любую из стран-членов, организация будет неспособна вовремя задействовать 5 статью Вашингтонского договора из-за невозможности оперативной национальной идентификации агрессора. С этой целью в рамках организации создали Силы быстрого реагирования, основной задачей которых стало не столько противодействие зеленым человечкам, сколько максимально быстрое установление их принадлежности к вооруженным силам конкретной страны. И уже с этого этапа начинал полноценно действовать механизм коллективной защиты. Также организация взялась модернизировать свою мобилизационную политику – теперь Верховный главнокомандующий силами НАТО Европе может мобилизовать подразделения Сил быстрого реагирования. Не ожидать соответствующего политического решения, которое в таком случае будет касаться развертывания регулярных боевых частей стран-членов.
2. "Вова-2%" и деревянные пулеметы Бундесвера. После крымско-донбасской авантюры российский вождь Путин стал, среди прочего, известен как "Вова-2%" – за то, что смог мобилизовать страны-члены НАТО придерживаться необходимого уровня финансирования секторов обороны. Два десятилетия, прошедшие со времени завершения холодной войны, прошли для европейских союзников в условиях фактического отсутствия прямой угрозы их безопасности. Следовательно, расходы на оборону, те же обязательные 2% ВВП, стали для европейских правительств скорее исключением, чем правилом. Это привело к печальным последствиям. Так, например, еще в 2014 году комитет по обороне немецкого Бундестага выяснил, что из 89 истребителей ВВС страны к выполнению боевых задач готовы только 38. А во время совместных маневров в начале 2015 года немецкий Бундесвер пытался скрыть отсутствие тяжелых пулеметов на БТРах ручками от метел, окрашенными в черный. Такая ситуация вызвала справедливое возмущение у Вашингтона, вынужденного спасать ситуацию прямыми поставками собственного оружия в Европу. Однако год российской войны против Украины привел в чувство европейских политиков. Те вслед за своими восточными и северными соседями принялись латать дыры в оборонных бюджетах.
3. Догнать Вашингтон. Наряду с хроническим недофинансированием, национальные вооруженные силы европейских союзников до сих пор страдают от технического отставания, по сравнению с их американскими коллегами. И если раньше эта ситуация могла вызвать разве что некоторые неудобства в рамках очередных совместных учений, то теперь перед реальной военной угрозой она предстает в совершенно ином свете. Для ликвидации такого отставания США начали реформировать свою политику экспорта вооружений – как традиционных, так и эксклюзивных. Таких, как беспилотные летательные аппараты Reaper, способные нести ракеты класса "воздух – земля" и уничтожать наземные цели. Кстати, инициатива "Рамштайн" играет здесь важную роль – благодаря ей армии европейских союзников Вашингтона могут гораздо быстрее и эффективнее перейти на еще более современные образцы вооружений. С другой стороны, постоянное развертывание боевых подразделений американской армии, военно-воздушных сил в Европе либо с учебной целью, либо в рамках политики "постоянной ротации" обеспечат доступность привычного американским военным арсенала. Как следствие, повышение общей эффективности совместных подразделений.
Полномасштабное вторжение РФ в Украину и судьба евроатлантической безопасности
Российская агрессия против Украины, невзирая на полный провал ее стратегических целей, все же остается элементом амбициозного плана Кремля по восстановлению собственного сверхдержавного могущества в стиле СССР. Ушедшего в небытие вместе с холодной войной и самым "нерушимым Союзом".
Расчет здесь не только на восстановление полного контроля над Украиной, но и на недопущение дальнейшего распространения влияния "врага №1" современной российской неоимперии – Вашингтона и его европейских союзников. Соединенным Штатам, оказывается, в Европе мало только НАТО – их планы включают, по словам нынешнего главного разведчика РФ Нарышкина, "забрать в зону своего влияния весь континент".
Расширение НАТО за счет присоединения Финляндии и Швеции в искаженном сознании российского неоимперского режима является дополнительным аргументом в пользу нынешнего "жесткого" курса
Именно поэтому расширение НАТО за счет присоединения Финляндии и Швеции в искаженном сознании российского неоимперского режима является дополнительным аргументом в пользу нынешнего "жесткого" курса на противостояние с коллективным Западом. Однако, помимо расширения территории безопасности, НАТО продолжает начавшиеся ранее трансформации.
Брюссельский саммит НАТО в 2018 году положил начало новому подходу к формированию сил обороны Альянса. Кроме уже апробированной системы "постоянных ротаций", когда боевые подразделения вооруженных сил США разворачиваются на восточном направлении не на основе постоянного базирования, а на принципе ежемесячных ротаций, не нарушая таким образом международные договоренности, НАТО ввела формулу "30-30-30-30" : 30 батальонов + 30 эскадрилий истребителей + 30 боевых кораблей, способных развернуться за 30 дней для отражения агрессии.
Страны Восточного фланга должны выиграть это время, сдерживая атаки
На практике началась концепция Усиленного передового базирования (Enhanced Forawrd Presence. – Gazeta.ua), главная идея которой заключалась в следующем: в условиях вооруженной агрессии против Восточного фланга НАТО крупные и мощные страны-члены, такие как США, Британия, Франция и т.д. нуждаются во времени для того, чтобы мобилизовать и развернуть достаточное количество войск для отпора агрессору. Следовательно, страны Восточного фланга должны выиграть это время, сдерживая атаки. Для этого им нужны дополнительные силы и ресурсы, уже находящиеся на этих территориях, они помогут в их защите и облегчат мобилизацию основного военного ресурса НАТО.
Нынешний саммит НАТО в Мадриде продолжил эти тенденции, сосредоточившись на следующих приоритетах:
• стратегический разворот от партнерства с РФ до определения ее как "наиболее значимой и прямой угрозы" (most significant and direct threat);
• четкая артикуляция Альянса собственных стратегических ядерных сил как гарантии безопасности союзников;
• официальное начало процесса расширения НАТО – процедуры вступления Швеции и Финляндии;
• утверждение новой архитектуры обороны Восточного фланга: EFP (Enhanced Forawrd Presence – Усиленное передовое базирование) + Предварительное развертывание военного оборудования + Предварительно определенные подразделения в странах региона = возможность сдерживания вооруженной агрессии на Восточном фланге до момента, когда в полной мере начнет действовать 5 статья Вашингтонского договора и большые страны НАТО развернут все предназначенные для обороны силы;
• трансформация и увеличение сил быстрого реагирования НАТО почти в семь раз – с 40 тыс. до 300 тыс.;
• увеличение военного присутствия США на Восточном фланге: развертывание передового командования реактивированного 5-го корпуса Сухопутных войск США в Польше, + две эскадрильи новейших F-35 в Британии, + два эсминца в Испании, усиление ротационных подразделений в Румынии и Балтийских странах.
Война РФ против Украины возвращает НАТО к суровой реальности затяжного и интенсивного вооруженного противостояния с масштабным использованием традиционных вооруженных сил – диаметрально противоположной по сравнению с десятилетием "Глобальной войны с международным терроризмом". Где полностью доминировали силы специальных операций и ограниченное использование конвенционных сил.
Это точно только начало трансформаций Альянса, в которых в будущем одну из ведущих ролей будет играть Украина.
Ну а "судный день", которым регулярно пугают Запад недалекие и примитивные российские чиновники, с гораздо большей вероятностью станет Судным днем для самого кремлевского агрессивного режима.
Комментарии