пятница, 18 марта 2011 00:00

"Все идет к социальному взрыву". Интервью с судьей Юрием Василенко

Автор: фото: Андрей ШМАТОВ
 

С судьей 70-летним Юрием Василенко встречаемся на столичном жилмассиве Позняки — возле многоэтажки, в которой он живет. Разговаривать идем в соседнее кафе. Юрий Александрович снимает пальто и кладет на кресло. Заказывает черный чай с лимоном. Общается на русском, без акцента.

Когда выпустят из следственного изолятора экс-министра милиции Юрия Луценко?

— Если он дал внеочередное звание своему водителю, то здесь есть состав преступления. За это могут осудить. Относительно выделения денег на празднование Дня милиции — я не вижу здесь чего-то незаконного. Раньше значительно большие средства выделяли.

Дело Георгия Гонгадзе еще может быть доведено до конца?

— Шансов мало. Задержанные ничего нового уже не скажут, потому что понимают, что им этого не простят. Да и доказательства постепенно исчезают, потому что не могут храниться вечно. Будем иметь очередное нераскрытое убийство. Как убийство американского президента Кеннеди и шведского премьера Улафа Пальме.

Вы общаетесь с адвокатами, судьями. Как они оценивают судебную реформу?

— Негативно. Но высказываются очень осторожно. Боятся. На каждого же могут что-то найти. Человек думает, чем будет кормить семью после увольнения. На этом и играют. Суды превратились в придаток исполнительной власти. Все зависит, как к рассмотрению дела отнесутся местные чиновники, какую позицию занимает прокуратура, не говоря уже об Администрации президента.

Суды должны быть материально обеспечены. Это гарантия их независимости. Однако в прошлом году приняли законопроект, который ухудшает материальное положение судей. Стали меньше зарплаты, пенсии, предусмотрено выделить меньшее количество квартир. Из-за этого в конце года было массовое увольнение судей — до 80 процентов в отдельных судах.

Люди уверены, что судьи не живут лишь на зарплату.

— Есть много судей, которые не хотят брать взятки.

Глубоко ли коррупция проникла в суды?

— Она пронизала все общество — от Администрации президента до жэков. Разве суды могут остаться непорочными? Даже когда угодничают власть предержащим, это тоже коррупция. Многие судьи сейчас имеют родственников в прокуратуре. Попасть на работу в суд без протекции реально только в глухом районе. В Киеве, облцентре или в апелляционные суды — нет.

В чем суть вводимой реформы судебной власти?

— Раньше все дела рассматривали скопом — уголовные, административные, гражданские. Теперь идет специализация судов. Но в действительности реформа проведена так и не была. Нет суда присяжных, хотя такой создан даже в России. Это была бы настоящая борьба с коррупцией. Попробуйте подкупить 12 присяжных. Судьи должны сдавать не формальные экзамены, а настоящие. Существуют специальные тесты для определения, не является ли человек черствым, зависимым. Я такие проходил в Верховном суде СССР. Тогда из 450 человек сдали 85.

У нас есть Высший совет юстиции — совещательный орган, в который входят прокуроры, адвокаты, Генеральный прокурор. И этот Совет назначает судей на административные должности. Потом назначенный глава суда решает много вопросов: распределяет дела, надбавки к зарплатам судьям, решает, кому дать квартиру. Но на админдолжности должны выбирать сами судьи. Так было определенное время. Это убрали, потому что невыгодно исполнительной власти.

То есть люди, которые выступают на стороне обвинения, формируют суды?

— Да. А должно быть, как в Верховном суде — коллектив тайным голосованиям сам выбирает людей на должности. Главу Верховного суда Василия Онопенко пытались устранить в прошлую пятницу, но большинство за это не проголосовало. Значит, в Верховном суде работают принципиальные люди.

Почему Онопенко хотят сместить?

— Он считается человеком Тимошенко.

Против его дочери и зятя нарушили дела. Как это объяснить?

— На него давят. Массовое открытие дел могу объяснить только тем, что хотят разрушить оппозицию. Постановление об обыске в квартире Онопенко вынес судья районного суда. Представьте, завтра он вынесет постановление об обыске у президента или премьера. Такое решение должно приниматься большинством голосов коллегии судей или судами высшей инстанции.

Хребет судебной системы сломан окончательно?

— Это длительный процесс, потому что судей избирают пожизненно.

Почему власть взялась за суды в первую очередь?

— Без послушного суда авторитарная власть не удержится. Например, именно суды принимают решение по выборам.

В подчинении судов власть действует интуитивно или по очерченному плану?

— Они хотят получить полномочия, как у президентов России или Беларуси. Для этого разрушают не только суды, но и любую оппозицию. Скажите, что плохого было в сборе предпринимателей на Майдане? Они выдвигали сугубо экономические требования. Зачем против них нарушать дела? Говорят, предприниматели разбили тротуарную плитку. Так раньше на том же месте стояли палатки Партии регионов. Помните, какой они ущерб нанесли Мариинскому парку? Ни одного дела не нарушили.

Почему Янукович не отказался от кучмовской модели страны?

— Коррупция разъедает людей. Янукович думает: я отработаю президентом, а там пусть как будет. Они живут сегодняшним днем. Только Кравчук чувствовал ответственность за страну. Согласился пойти на досрочные выборы. Говорил: если не переизберут, значит народ не поддерживает его политику.

Как противодействовать политике власти, которая все подгребает под себя?

— Нужна сильная оппозиция. Сейчас она аморфна. Но это временно. В регионах нарастают протестные движения. На руку оппозиции играет то, что при мизерной зарплате бешено растут цены на пищу, коммунальные услуги. Люди быстро обнищают. Все идет к социальному взрыву. В Европейском суде жалоб от украинцев чуть ли не больше всего. Если права людей будут нарушать и дальше, перспектив у этой власти не будет.

Возбудил дело против Кучмы

Юрий Василенко закончил Харьковский юридический университет. 30 лет работал судьей. С 1994-го — в Киевском городском Апелляционном суде. Входил в комиссию по разработке судебно-правовой реформы.

В 2002 году Василенко возбудил уголовное дело против президента Леонида Кучмы по 11 статьям Уголовного кодекса.

— Кучма мог быть причастен к фактам разворовывания бюджетных средств в 1993 году, получал взятки от Павла Лазаренко, — объяснил на пресс-конференции Василенко. — Также санкционировал нелегальные поставки оружия в Ирак, мог быть организатором убийства Георгия Гонгадзе, преследования оппозиционных журналистов и политиков. Злоупотреблял властью для того, чтобы выделить квартиру Николаю Азарову, тогдашнему главе Налоговой.

Через два месяца Высший совет юстиции внес в парламент постановление об увольнении Василенко с должности судьи.

У Василенко шесть детей и десять внуков

Юрий Василенко женат на правозащитнице 38-летней Татьяне Монтян. У них четыре сына — 12-летние близнецы Богдан и Ярослав, 11-летний Вадим и 8-летний Владислав.

— Когда меня уволили, я получил 105 тысяч "подъемных", — рассказывает Юрий Александрович. — Купил компьютер, холодильник и машину "Таврия". На ней ездим с детьми в лес, на реку. Я вожу автомобиль с 1967 года. Жена тоже имеет права, у нее своя машина.

Первая жена Василенко рано умерла. В том браке имел двух дочерей. Ирина родила 10 детей, работает в столичной Голосеевской райгосадминистрации. Анна — член правления "Правекс-банка".

 

Сейчас вы читаете новость «"Все идет к социальному взрыву". Интервью с судьей Юрием Василенко». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

16

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі