четверг, 24 июля 2008 18:07

"Юля не может поговорить с Ющенко наедине"

Автор: фото: Андрей ЕЛОВИКОВ
  Владимир Яворивский хочет дописать роман ”Последняя любовь Шевченко”
Владимир Яворивский хочет дописать роман ”Последняя любовь Шевченко”

65-летний " бюто вец" Владимир Яворивский на интервью опаздывает. Звонит и просит несколько минут подождать возле Союза писателей, который он возглавляет. Дом расположен на ул. Банковой, около Секретариата президента и Нацбанка.

На улице нардепа ждет пожилая женщина с Кировоградщины. Приезжает Яворивский — в голубых джинсах и белой рубашке. На руке — швейцарские часы "Лонжин" стоимостью от 5 тыс. грн.

— Сынок, я тебя здесь так долго жду. У меня очень важная просьба! — выкрикивает женщина и бежит ему навстречу.

Яворивский на несколько секунд останавливается:

— Немного подождите. Пообщаемся с вами позже, - говорит и быстро заходит в помещение.

На столе в его кабинете — фото молодой красивой женщины.

— Правда, и не скажешь, что неграмотная крестьянка? — Яворивский улыбается и берет в руки снимок матери.

Рядовые депутаты из БЮТа жалуются, что у них нет доступа к Юлии Тимошенко.

— У меня как у народного депутата не существует проблемы с ней пообщаться. В то же время понимаю, что нечего морочить ей голову. Потому что Тимошенко не просто лидер фракции, премьер-министр. Есть коллеги, которые по всяким пустякам бегут к Тимошенко и выстаивают в приемной часами. Я этого не делаю. Есть вопросы, которые могу решить, например, с Александром Турчиновым. Он более доступен. Кроме того, есть министры.

Говорит, что он во фракции закреплен за Кировоградом.

— Там наш " бюто вец", кажется, Станислав Бирезкин, ежегодно строит завод по производству подсолнечного масла, — продолжает Яворивский. — Экспортирует за границу массу продукции. Отдает в кировоградский бюджет треть доходов. У него возникла проблема — он не мог разместить масло в портах. Там ужасно дорого стоит снять место, пока придут пароходы. Бирезкин попросил помочь. Я пошел к министру транспорта Иосифу Винскому. Его как раз не было, так обратился к заместителю — Василию Шевченко. Вопросы сразу решили. А кто-то другой стучал бы к Тимошенко.

Говорят, после выхода Игоря Рыбакова из коалиции и другие депутаты из БЮТа хотели поступить так же. Но решили посмотреть, что дальше будет с Рыбаковым.

— Не хочу сказать, что наши депутаты на сто процентов отданы партии, зацементированы. Есть разные люди. Тем более что им подсовывают искушения — должность, землица, заводик, — загибает пальцы. — А Рыбакова я впервые увидел уже в газетах. Раньше его не замечал. Хотя была заочная дуэль, когда он в комитетах открыл церковь Московского патриархата. Для меня это было дико. Сказал тогда: давайте я открою церковь Киевского патриархата, а Кендзер греко-католический храм, Головатый, — автокефальный. Кто запрещает открыть Мустафе Джемилеву мечеть? Давайте превратим парламент в разные церкви. Но покажите мне хоть одного депутата, кто ходит туда молиться! У них такие грехи, что в этой маленькой комнатке их не отмолишь. Это была явная провокация.

Яворивский предполагает, что дело с лишением Рыбакова мандата БЮТ доведет до конца. Мол, будет наука другим.

Раньше вы говорили, что Ющенко — патриотичный и моральный президент. Свое мнение не меняете?

— Нет. Убежден, что у нас первый действительно патриотичный президент, который заботится о национальных интересах. Я хорошо знал его семью, мать Варвару Тимофеевну. Удивительная женщина. Когда ей было 80 лет, мы ездили на юбилей, — вспоминает. — Сыновья уже у снули, а мы говорили до самого утра. У нее была феноменальная память. Говорила: " Это было в 1932 году. Не помню, в которому часу, но знаю, что после обеда".

Отец президента, Андрей Ющенко, после войны учительствовал на Западной Украине. Он участвовал в движениях края. Мама даже рассказывала, что где-то уже в 1950-х к нему приезжали несколько бандеровцев, чтобы наладить связь. Жили у них несколько дней, о чем-то говорили. Потом уехали. Говорил, что просили участвовать в их движении. Но отказался.

То есть Ющенко намного больший украинец, чем Кучма или Кравчук. Он хотел и хочет быть моральным. Но в том, что сегодня делается, виноват именно он. Неужели не видит, кто такой Балога? У нас есть патриотичный, но амбициозный президент, который уже сейчас думает о втором сроке. Ты прояви себя в первом, а потом будет и следующий.

Но мы не скрываем, что Юля тоже думает о президентских выборах. А почему Ющенко должен думать, а она нет?

Тимошенко неоднократно говорила, что не будет баллотироваться.

— Она никогда не говорила этого при всем народе. У нее с Ющенко была договоренность, что так будет, если он не станет ей мешать. Но... Мы держались до последнего. Помню, как Юля приходила и говорила: "Пусть "Наша Украина" говорит, а мы молчим". В итоге мы не выдержали. И тогда прозвучало первое заявление от фракции. Я ее еще немного вылизал, сделал второй вариант, намного более мягкий и более корректный. Но почему-то в прессу попал именно первый. Во втором варианте уже не было того, что президент проводит антиукраинскую политику. Этого нельзя было говорить, — отмечает. — И мне кажется, что точка кипения между президентом и премьером еще не прошла.

А когда она наступит?

— Я еще верю, что президент опомнится. Юля хочет поговорить с ним наедине, но у нее нет такой возможности. Она ему звонит, просит о встрече. Когда приходит в секретариат, там сидят Балога и Богатырева. И это уже не разговор. Плохо, что за все время ни одной личной встречи между ними не было.

Это могло бы что-то изменить?

— Они могли бы о многом договориться. Но у меня такое впечатление, что президент боится такой встречи. Знает, что Юля сможет его в чем-то убедить. А он может уступить.

Выгодно ли сейчас Ющенко отправить Тимошенко в отставку?

— Если бы было выгодно, он уже это сделал бы. Но она публичный человек. Сразу пойдет в прессу, потому что будут развязаны руки и сможет говорить все, что думает. А теперь Тимошенко помнит, что она — премьер.

Неужели не видит, кто такой Балога?

Яворивский сбрасывает звонок на мобильном.

— Помню, как я ездил по Украине, спал в машине, агитировал за Ющенко. Потому что хотел, чтобы он был президентом. А сегодня я разочарован.

Не боитесь так же разочароваться в Тимошенко?

— Пока нет оснований. Правда, какие-то мелочи есть. У нас был небольшой конфликт относительно выборов столичного мэра. Я настаивал, что нужно выдвигать единственного кандидата от демократических сил. Если не хотел Кличко уступать, нужно было нам быть мудрее, договориться с ним. Тогда бы победили. Не знаю, почему Юля не хотела. Когда мы выдвигали Турчинова, я воздержался. Кстати, очень люблю его. Он — член Союза писателей. Его приняли тайным голосованием полтора года назад. У него уже вышли три книги. Талантливый человек. Но не публичный. Мы многому научились после столичных выборов. Теперь будем осторожнее.

Является ли это сигналом для БЮТа на общеукраинском уровне?

— В любом случае. Здесь совпали много случайностей. Первое — то, что мы не выдвинули единственного кандидата. Во-вторых, многие люди не пошли на выборы. Киев — не показатель. Но сигнал, что следует быть трезвее, не такими самонадеянными. Нужно бороться за каждого избирателя. Тогда будет результат.

Говорят, во время последнего визита в Москву Тимошенко пообещала Путину, что Украина не станет настаивать на выведении российского флота из Крыма после 2017 года, если Россия постепенно начнет повышать цену на газ.

— Я знаю Тимошенко, уровень ее украинскости, — повышает голос. — Яворивский есть в БЮТе, Павел Мовчан, Виктор Терен. Есть много людей, которых заподозрить в недостаточной украинскости нельзя. Если бы она поехала и что-то было бы не так, что-то там сдала бы, то мы об этом знали бы. Это политическая бездарная мифология.

Не жалеете, что почти 20 лет отдали политике? Могли бы книги писать.

— Иногда жалею, иногда нет. Но жалеть — не моя стихия. Потому что уже как запрягся, то нужно даже с завязанными глазами идти вперед.

Говорит, что на две недели едет отдыхать в Крым в депутатский санаторий "Морський прибій" с женой Галиной. Она — актриса Киевской филармонии.

— Я обычно селюсь в номере на девятом этаже. Оттуда хорошо видно море. Беру  компьютер, пишу пару новелл. После моря поеду на дачу под Киевом, порыбачу. Там у меня финский домик, собака Зевс. Может, даст Бог, закончу роман "Последняя любовь Шевченко". Проза требует день-два сесть, от всего отключиться. Мой сегодняшний стиль жизни этого не позволяет.

После интервью Яворивский идет в другую комнату. Там сотрудники Союза накрывают стол. Празднуют День бухгалтера.

1942, 11 октября — Владимир Яворивский родился в селе Текливка на Винниччине в семье колхозников
1963 — окончил Одесский университет им. Ильи Мечникова
1971 — член Союза писателей Украины
1989 — депутат Верховной Рады СССР
1990–1998 — народный депутат Украины
2001 — возглавил Союз писателей; через пять лет стал его председателем второй раз
2002–2006 — член фракции "Наша Украина" в Верховной Раде
2006, 2007 — нардеп по списку БЮТа
Женат. Есть сын, дочь и двое внуков

Сейчас вы читаете новость «"Юля не может поговорить с Ющенко наедине"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі