пятница, 29 октября 2010 02:33

"Пользы от того депутатства никакой. Но нужно кому-то и там быть"

Автор: фото: Юрий СТРИГУН
 
Дозвониться к сельскому председателю Веселого Кута Тальновского района Черкасчины 50-летнему Павлу Козаченко удалось лишь вечером. Череду пас — мобилку на поле не брал, говорит Павел Александрович. Договариваемся о встрече на следующий день.

В Веселом Куте 440 избирателей. Депутатов в сельсовете — 14. На одного приходится 31 избиратель.

— На 14 мест у нас 14 кандидатов. Так что борьба будет нешуточная, — смеется Козаченко.

Павел Александрович баллотируется на голову в четвертый раз. Имеет конкурента — Михаила Мельниченко.

Подъезжаем к большому кирпичному дому. Здесь живет депутат сельсовета, повар местного сельхозпредприятия "Веселый Кут" 38-летняя Елена Мусиенко. Готовится к завтрашнему храмному празднику.

— В прошлый раз баллотировалась от Блока Тимошенко. Почему иду в депутаты? Ну, точно не трибуну блокировать, — смеется. — Вон мои депутатские льготы, — показывает руками на огород. — Гектар и шесть свиней. Моя жизнь между двумя временными отрезками — посадить картошку и выкопать. На море ни разу не была.

Депутат Наталия Матюшенко встречает нас за прилавком своего сельмага. Вспоминает, самым скандальным голосование было в прошлом году, когда сельсовет делил земли запаса. На них претендовали хозяйство "Веселый Кут" и арендаторы из агрофирмы "Дронго".

— Я проголосовала за "Веселый Кут". Это же наше. Оно дает людям работу, кому нужно — помогает деньгами. Хоть в "Дронго" мой кум, к которому мы в гости ходим. Но дружба дружбой, а служба службой.

Депутат недовольна своим бизнесом.

— Что это за бизнес — смех. При Союзе работала продавцом в магазине, получала 140 рублей. А теперь едва хватает, чтобы концы с концами свести. Часто у мужа беру пенсию рассчитаться с поставщиками.

Когда сельский председатель выходит, шепчет на ухо.

— Скажу вам честно, это меня Александрович уговорил в депутаты идти. Пользы от того депутатства никакой. Но нужно же кому-то и там быть.

Учительницу младших классов 49-летнюю Галину Мельниченко застаем во дворе. Она перемалывает на мясорубку гуся. У миски вертятся трое собак и кот. Чуть дальше стоит алюминиевая кастрюля с голубцами.

— Завтра нужно было приезжать — на храмный праздник Параскевьи, — смеется. Баллотируется в четвертый раз. — Если бы шла от партий, я бы выдвигалась от коммунистов. Тогда все-таки жизнь была. А теперь дочь, тоже учительница, пошла на биржу, потому что в первый класс не пришло ни одного ученика.

Перед фотоаппаратом машет руками и идет в дом переодеваться. Одна собака успевает съесть несколько голубцов из кастрюли. Пес большой, отогнать его страшно.

Через минуту Галина Васильевна выходит.

— Иду в депутаты, чтобы порядок в селе был. Я вот приучила всех коллег не опаздывать на сессию. Теперь в 14.00 все как штык.

Когда во двор заходит Козаченко, женщина сникает:

— Мой, не посоветовавшись, тоже выдвинул свою кандидатуру на сельского председателя. Я ему говорю: пойди забери бумажки и не позорься.


Козаченко улыбается. Ему неловко, он выходит на улицу. Через минуту останавливает еще одного депутата. Михаил Мартынюк едет на салатовом китайским скутере. Ногами придерживает сумку. Говорит, что везет магарыч.

— Мартынюк — самая известная веселокутская фамилия, — говорит. — Мой двоюродной брат Александр Мартынюк был известным советским хоккеистом. В матче с Польшей забросил восемь шайб. Тогда гремела спартаковская тройка: Шадрин — Якушев — Мартынюк. Сашин отец вернулся с войны без ноги. Однополчане позвали его к себе в Подмосковье. Там и остался.

Михаил симпатизирует "Нашей Украине". Самым весомым депутатским делом жизни называет закрытие в селе пивного киоска.

— Там пили и дрались круглосуточно, — говорит. — Того предпринимателя мы лишили лицензии.

Депутат 60-летний Сергей Сницаренко выходит к нам в тельнике. Говорит, задремал после обеда. За всю жизнь пропустил лишь одно заседание сельсовета.

— Мне как раз несколько тонн сена привезли, а гроза надвигалась. Пришлось отпроситься.

Сницаренко идет в сельсовет "делать хорошие дела". Раньше выдвигался от коммунистов.

— В селе если кто на онко заболеет, то по людям идти просить денег стесняются. Идут в сельсовет. А сельсовет по селу собирает, кто сколько даст. Эта беда никого не обходит. Вон и для моей жены собирали, и для сельского председателя Козаченко. Еще складывались деньгами, когда выиграли тендер и в медамбулаторию поставили пластиковые окна. По программе ООН дали 50 процентов суммы, райсовет еще 45 процентов, а четыре тысячи собрали по селу.

По пути назад расспрашиваю у Козаченко о болезни. Говорит, что оперировали его в Черкассах. На то время имел 2 тыс. грн. Остальные 20 тыс. собрали односельчане.

Павел Александрович говорит, что на последней сессии сельсовета сам просил депутатов выдвигаться на этих выборах опять. Одна женщина отказалась. Сказала, и без того есть хлопоты. Пришлось искать ей замену.

Впоследствии звоню альтернативному кандидату на сельского председателя 53-летнему Михаилу Мельниченко. Он работает заготовителем молока для Звенигородского комбината.

— Почему идете на выборы?

— Так в селе ж проблемы, — вздыхает Михаил Александрович. — Люди у нас разделены на три части. Между тремя разными хозяйствами: фермерскими "Фортуна", "Дронго", кооперативом "Веселый Кут". Люди враждуют, родственники косо смотрят друг на друга. Имущественный комплекс колхоза "Искра" в 1986 году создавали все. А теперь ту же маслобойню, пилораму используют отдельные. Моральная обстановка — сложная. Нужно чаще сходки села собирать, говорить. Нужны свежие силы во власти.

Годовой бюджет Веселокутского сельсовета 360 тыс. грн.

Сейчас вы читаете новость «"Пользы от того депутатства никакой. Но нужно кому-то и там быть"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі