четверг, 11 октября 2007 17:43

"Команда Тимошенко толкает ее на сценарий президентских гонок"

Автор: фото: Андрей ШМАТОВ
  Анатолий Матвиенко говорит, что от объединения ”Нашей Украины” и ”Народной самообороны” они больше потеряли, нежели получили
Анатолий Матвиенко говорит, что от объединения ”Нашей Украины” и ”Народной самообороны” они больше потеряли, нежели получили

Из кабинета 54-летнего "нашеукраинца" Анатолия Матвиенко выходит улыбающаяся певица Астрая. Он проводит ее к дверям. Потом возвращается.

— Я хоть таланта не имею, но люблю и поддерживаю тех, у кого он есть, — объясняет Матвиенко.

Говорит, что певица пришла к нему за помощью. Вместе с актером театра им. И. Франко Анатолием Гнатюком и студентами Астрая поставила мюзикл по мотивам произведений Сковороды. Просит, чтобы Матвиенко помог организовать его показ в Киеве.

Матвиенко садится за стол, поддвигает компьютер и шутит, что хочет перед интервью почитать новости. Дескать, пока пил кофе с певицей, могли появиться сообщения, которых он еще не видел. Несколько минут просматривает интернет-сайты, рассказывает о мюзикле Астраи. В конечном итоге, откидывается в кресле и предлагает начинать.

Почему блок "Наша Украина — Народная самооборона" получил на выборах гораздо меньше голосов, чем ожидали его лидеры?

— Тот, кто говорил, что на протяжении двух лет вернет вклады Сбербанка СССР, — для него не была главной эта избирательная кампания. Она служила только ступенькой к президентству.

А наш блок не давал нереальных обещаний. Мы хотели сломить волну популистской настроенности населения. Очевидно, из-за этого мы были слабее в лозунгах. А если бы президент не принимал участия в кампании, то у нас был бы более скромный результат. Возможно, ошибкой было объединение "Нашей Украины" с "Народной самообороной". Мы больше от этого потеряли, нежели получили. Луценко и Кириленко несопоставимы с Тимошенко и Януковичем. Не потому, что слабее, а потому что харизма так распорядилась.

Было ли бы лучше, если бы "Украинская правица" самостоятельно пошла на выборы?

— Нет. "Наша Украина" с "Правицей" в будущем будут создавать правоцентристскую партию. В конечном итоге, именно с "Правицы" началось движение Ющенко и "Нашей Украины". Поэтому участие "Правицы" в блоке естественно. Иначе мы бы распыляли силы. Так, как сделала "Свобода". Карлики уже не решают проблем.

Объединятся ли все девять партий, которые входят в НУ-НС?

— Возможно. Но нужно четко сформулировать, что это за проект. Мы должны понимать, что это не партия для поддержки кого-то персонально. Это должна быть партия для консолидации вокруг одной идеи. Подняв своего представителя на высший чин, партия не должна заниматься лизоблюдством и сгребать крошки с барского стола. У нас же партии какие? Выдвинули лидера и вокруг него "шнуркуют", людей забыли.

НУ-НС и БЮТ раздали очень много обещаний во время избирательной кампании. Как будете их выполнять в общих коалиции и правительстве?

— Все инициативы, которые были провозглашены, должны проанализировать на предмет их реализации. Если мы сегодня увидим, что эти инициативы реальны, я с этим соглашусь. Но сейчас они выглядят популистскими. Мы уже имеем перегретую социальными обещаниями экономику. Нужно объяснить людям, что так думалось, но пока еще не выйдет сделать. Но не значат, что об обещаниях нужно забыть. Нужно, чтобы был диалог с людьми.

Сейчас президент призывает к диалогу всех победителей выборов. Насколько реально, чтобы все договорились?

— Я не буду повторять заявлений о том, что ни с кем и ни о чем буду договаривать. Не нужно демонизировать личности. Главное не то, что кто-то не хочет Януковича. И я его не хочу. Я считаю его не достойным занимать должность премьера. Потому что это — символ нации, ее визитка. Это и мое лицо. У меня двое сыновей и не хочу, чтобы они мне заявили — немножко подебоширят, поконфликтуют с законом, а затем возьмутся за ум и станут премьер-министрами.

Главное не то, что кто-то не хочет Януковича

Однако за Партию регионов проголосовали люди, и я не имею права проигнорировать их мнение. Ну пусть процентов десять-двадцать там ошибаются, но другие верят, что это их правда, и они за нее боролись во время избирательной кампании! Как я могу плевать в лицо людям из Луганска, Донецка? Я должен признать за ними их правду. А всем тем, что сейчас происходит, мы только усугубляем конфликт и раскол.

Вы поддерживаете инициативу Ющенко — дать часть должностей представителям Партии регионов?

— Нужно сначала поговорить. Пока еще потепления эти дни не демонстрируют.

Что нужно сделать президенту, чтобы "Регионы" мирно ушли в оппозицию?

— Нужно снять агрессию. Президент демонстрирует, что нужно ее снять и начинать о чем-то договариваться. С другой стороны, тот, кто способен сформировать коалицию, и будет выдвинут на должность премьер-министра. Сегодня есть две кандидатуры: Тимошенко и Янукович. Я не знаю, почему президент об этом не говорит, но я бы сказал:"Почему вы ко мне обращаетесь? Формируйте коалицию, вы же кандидаты! Вы хотите, чтобы я вам помогал? Кто сформирует коалицию, кто договорится, тот и будет на должности премьера. А я его поддержу". Если бы я был кандидатом в премьер-министры, то взял бы обязательство сформировать коалицию.

Почему Тимошенко не инициирует сбор фракции "Нашей Украины"? Я готов прийти и послушать, что она скажет. Я же знаю, что Юлия Владимировна встречается с коммунистами, Литвином или его представителями, с отдельными "регионалами", чтобы они ее поддержали на должности премьера.

Ее заместитель Александр Турчинов говорит, что "нашеукраинцев" пытаются подкупить...

— Меня пытались подкупить один раз. Я тогда пережил самый больший стыд за все время моего пребывания в парламенте. В 2002 году люди с Банковой предложили деньги, если моя партия поддержит его на должности спикера. Те деньги обеспечили бы мою партию на пять лет вперед. Я Литвина знаю и тогда ему сказал, что, при всем уважении к нему, не проголосую.

А теперь вы готовы объединяться с Литвином?

— Его нужно брать в коалицию. Плохо, что с ним нет конструктивного диалога.

Поддержит ли Тимошенко Ющенко на второй срок президентства?

— Она этого не пообещала. Сказала, что готова говорить о единственном кандидате. А это не значит, что им будет Ющенко. Я не берусь сказать, что будет в 2010 году.

Тимошенко сможет сформировать сильное правительство?

— Если она оставит свои амбиции, перестанет действовать по сценарию "Тимошенко — президент", то да. Она должна забыть о президентстве в ближайшей перспективе. В результате такой жертвенности она может стать большим президентом. Сейчас, к величайшему сожалению, команда толкает ее на сценарий президентских гонок, и она не отказывается от этого ни на секунду. А пока так будет, она не сможет стать эффективным премьером.

После окончания разговора Матвиенко говорит, что не хочет говорить лишнего, потому что боится навредить партии. Встает с кресла и целует руку. Просит прощения, чтобы не угостил кофе.

1953, 22 марта — Анатолий Матвиенко родился в местечке Бершадь на Виннитчине
1975 — окончил Львовский сельскохозяйственный институт
1977 — первый секретарь Бершадского райкома ЛКСМУ
1989 — первый секретарь ЦК комсомола Украины
1990 — народный депутат
1996 — председатель Народно-демократической партии; глава Винницкой облгосадминистрации
1998 — народный депутат, председатель фракции НДП
1999 — вышел из НДП, возглавил партию "Собор"
2001 — заместитель председателя Блока Юлии Тимошенко
2002 — народный депутат от БЮТа, голова УРП-"Собор"
2005 — премьер-министр Крыма; заместитель председателя Секретариата президента
2006 — народный депутат от блока "Наша Украина"
2007
— кандидат в народные депутаты от блока "Наша Украина — Народная самооборона"
Женат, есть два сына и внучка

Сейчас вы читаете новость «"Команда Тимошенко толкает ее на сценарий президентских гонок"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі