суббота, 21 мая 2022 09:01

Спецтема: Война России против Украины

"Почему русским "заходит" бабушка с советским флагом, или Как работает пропаганда" - Спартак Суббота

Сейчас я часто в интернете или соцсетях встречаю неправильную трактовку пропаганды. Особенно, когда пишут "пропагандируем здоровый образ жизни" или "пропагандируем отказ от курения". Но пропаганда - это всегда негатив. Как изнасилование нельзя оправдывать короткой юбкой или ярким макияжем, так и пропаганда не может служить для хороших целей. Кроме того, пропаганда - не фейки, не информационные вбросы, не заказные сюжеты. Это долгосрочная отложенная в мозгу "бомба" замедленного действия, время "подрыва" которой определяет заказчик или идеология. Пропаганда - это распространение определенной информации (лозунги, убеждения, темы и т. д.) с целью дезинформировать и дезорганизовать определенную часть общества, чтобы убедить их в том, что насажденная мысль - их собственное мнение, а не точка зрения какого-то идеолога или группы людей.

Это целый комплекс методов, которыми, по сути, формируют ложное восприятие реальности. Следовательно, методами пропаганды нельзя продвигать хорошие вещи. Пропаганда по своей сути предполагает искажение действительности, фактов, информации в целях навязывания тех или иных взглядов. Как она работает, кто находится в так называемой зоне риска и можно ли убедить "зазомбированных" людей в противоположном мнении, объясняю дальше.

Почему на людей действует пропаганда

Существует несколько категорий людей, которые могут попасть под влияние пропаганды.

Чем более одинок человек, тем более он склонен верить пропаганде и теории заговоров

Первая категория - одинокие люди. Чем более одинок человек, тем более он склонен верить пропаганде и теории заговоров. Как пример, в России последние 15 лет населению постоянно навязывается мнение, что есть некий эфемерный "плохой Запад", который все решает и диктует какие-то условия Украине и всему миру. То есть присутствует сговор других стран. На это накладывается идеология о том, что в Украине якобы нацисты, они всем угрожают и всех хотят убить. Человек, которому не с кем поделиться мыслями, который не слышит обратную связь, находится исключительно в этом информационном поле и становится склонным верить всему, что говорят из телевизора.

Вторая группа людей - люди с психическими отклонениями. Не пациенты психушек, вовсе нет. Но люди, имеющие признаки шизоидных расстройств. Последние обладают определенными биологическими факторами, влияющими на появление и проявление шизофрении. Таким людям будут присущи странные суждения, нестандартные выводы. При этом в целом эти люди выглядят начитанными, достаточно умными. Привожу вымышленный пример: вы общаетесь с человеком о работе, говорите, что сегодня жарко, а он вам в ответ: "Ну так это ясно - китайцы же второе солнце создали" и продолжает говорить о работе. То есть это люди, которые плохо тестируют реальность, хотя и не выглядят странными, одинокими или с низким уровнем жизни.

Третья группа людей, которые чаще верят в пропаганду, - те, кто имеют финансовые проблемы, низкий уровень жизни и, следовательно, плохое образование. Их мозг постоянно ищет объяснение, почему они так плохо живут. И если логическое объяснение нельзя найти (вот сложно понять, почему при наличии таких ресурсов в России такой низкий уровень жизни), нервная система подталкивает их к нелогичным, паралогическим выводам. Ибо мозг ищет объяснений тому, что происходит. Это заложено эволюцией: понимать и искать ответ на вопрос "Почему так?".

Раньше люди верили в богов, нечисть, потусторонние силы, потому что пытались объяснить, почему идет дождь, почему засуха, почему неурожай. Был период, когда ответом на вопрос "Почему так?" становились красивые женщины. Почему умерла корова - виновата соседка, она 100% ведьма; почему человек заболел - виновата сглазившая бабушка; почему ребенок плачет - виновата мать, которая не завязала на ручку красную нить и так далее.

Когда кардинально меняется качество жизни, люди легко начинают верить в масонов, рептилоидов, заговор правительства мира или нацистов в Киеве

Еще одна группа людей, которых легко склонить к пропагандистским идеям или навязать теории заговоров - те, кто переживает сложные периоды. То есть не изначально у них было все плохо, но вот что-то случилось - и бизнес не работает, и долги, и ссоры в семье. Когда кардинально меняется жизнь, люди начинают искать причину, почему так произошло. И вот на этом этапе легко начинают верить в масонов, рептилоидов, заговор правительства мира или нацистов в Киеве, которые и стали причиной экономического кризиса. Потому что принять тот факт, что ты сам что-то сделал неправильно, сильно больно. Признать ошибку - больно. Признать, что ты - раб и ничего не делаешь, чтобы это изменить, тоже больно. Легче спрятаться за пропагандистскими лозунгами и искать внешнего врага.

Верят в пропаганду, как и в теории заговоров (а это практически одно и тоже), люди, которым сложно взять ответственность за себя, свою жизнь, свои поступки, признать свои ошибки. В России общество глобально застряло в возрасте 6-8 лет, когда пытается переложить ответственность за разбитую вазу на кота. Даже не в подростковом возрасте, потому что пубертат - это бунтарство, осознание себя и определение границ. Ментально мы старше их, хотя, по правде говоря, не намного.

Составляющие пропаганды

Согласно психологии масс, есть три основных категории, которые определяют хорошо навязанную пропаганду.

Прежде всего - это идея, которую сложно критиковать. Например, "Мы против нацизма". Ну, сложно же с этим поспорить. То есть идея должна быть такой, которую было бы сложно критиковать.

Под хорошими лозунгами совершаются самые страшные действия

Второе - наличие лозунга, который будут повторять массы. В России сегодня это ряд месседжей от "Денацифицируем" до "Спасем русскоговорящих". В СССР когда-то было во Вторую мировую "За родину, за Сталина!", "Все для победы", затем "Догнать и перегнать", "Миру - мир", "Каждому по труду". Обязательно эта цель и лозунг должны быть положительными, красивыми, хорошими. Кто же выступит против мира? Или против спасения русскоязычных? Но всегда под хорошими лозунгами совершаются самые страшные действия.

Третья составляющая: максимально легкая подача информации. Поэтому в Советском Союзе способствовали развитию народного искусства и запрещали Пикассо или Сальвадора Дали, боролись с умными академиками, потому что они говорили и писали сложно, а нужно было легко и чтобы до всех доходило. Так появились серп и молот, потому что это понятные символы, так появился красный цвет, который всегда привлекает внимание. То же самое сейчас делают в РФ. Ибо пропаганда рассчитана именно на людей, у которых низкий порог вхождения такой информации.

Автор: Владимир КАЗАНЕВСКИЙ
 

Остальные составляющие - простые, привычные образы и эмоции. Возьмем, к примеру, бабушку, которая в деревне под Харьковом вышла встречать российских солдат с советским флагом. Ей начали ставить памятники по всей России, посвящать стихи, рисовать плакаты, чиновники называют ее "бабушкой всей России". Запустилась целая машина TikTok блогеров, снимающих видео в ее поддержку и не знающих, конечно, что после попадания в дом российского снаряда она изменила свои взгляды. Мало того, старушка уже стесняется своего поступка и говорит, что из-за россиян выглядит предательницей. Но это все - "высокие материи". Для потребителей пропагандистского контента достаточно легкого образа, в который они будут верить и за который якобы будут бороться. Ведь в основе пропаганды паралогические выводы и эмоции. Никто не будет логично мыслить и идти убивать. А вот ради такой бабушки пойдут.

Кроме того, это повторение образов. Баба Яга, старушка мать, бабушка - эти все образы уже были, к ним легко апеллировать, они не вызывают вопросов. А все новое сложно воспринимать. Наша психика так устроена, что всегда будет лениться изучать что-нибудь новое, потому что это требует ресурса для создания новых нейронных связей. Поэтому в пропаганде срабатывает то, что уже было "прокачано" раньше. И именно поэтому в основе всех фашистских движений были идеи традиционалистов: древние символы, народные ритуалы, легенды, мифология.

Те же фашисты использовали языческие символы, свастику и т.д. Это же делают сейчас и рашисты. Традиции и мудрость предков возвеличивают до уровня культа - поэтому в России полным ходом транслируются как имперские месседжи (вспомните Наталию Поклонскую в Крыму с мироточащей иконой императора), так и советские (культ вождя, сильная рука Сталина, мощи Ленина в центре столицы). Это все закрепляет устоявшиеся порядки и правила как единственно верные. Следовательно, россияне не могут смириться с другими взглядами, альтернативами, конструктивом, диалогом. Они не знают, что это как работает.

Возможен ли диалог с людьми, верящими в пропаганду?

Нельзя начинать что-либо доказывать. Попытаться доказать алогичность - это признать, что земля может быть плоской или среди нас живут рептилоиды. Пытаться доказать, что в Киеве не захватили власть нацисты и здесь не расстреливают за русский язык - бесполезно. Потому и не срабатывают убеждения в соцсетях или разговоры с родственниками. Потому что это изначально проигрышная позиция.

Нельзя задавать максимально много контрвопросов. А вот вопросами засыпать следует. Сейчас приведу пример, он довольно примитивный, но из него будет многое понятно. Есть теория плоской земли. Люди, верящие в плоскую землю, считают, что солнце движется от края к краю. Но тогда возникает вопрос: если солнце ходит по такой траектории, почему тогда наступает ночь, ведь должна была просто меняться яркость освещения - куда солнце исчезает ночью?

С пропагандой следует бороться исключительно правильными вопросами

Если мы не спорим, а просто задаем вопрос, наступает наконец момент, когда ответов на эти вопросы не находится. То есть с пропагандой следует бороться исключительно правильными вопросами. Теперь приведу пример, связанный с сегодняшней ситуацией: "Что вы делали все восемь лет?". На этот вопрос можно также ответить вопросом: "Все эти восемь лет ООН более 10 раз предлагала ввести миротворческие войска. Почему Россия отказывалась?". Это - простой вопрос, на который сложно будет найти ответ.

Не пытаться бороться со всей "пропагандистской машиной". Лучше развенчивать мифы и ложь по кусочкам. Не доказывайте, что украинцы - не нацисты. Возьмите лучше один яркий, но маленький пример и докажите, развенчайте этот миф. Когда сработает один винтик, за ним последуют другие - в итоге заглохнет вся машина пропаганды.

Самое главное сейчас - помнить о собственном критическом мышлении. Мы не спасем россиян от пропаганды, но можем спасти себя. Вот за чистые мозги маленьких украинцев, европейцев и всего остального мира и стоит сейчас воевать на информационном фронте. Стремиться к сложному, постоянно задавать вопрос "Почему?" и "Как?", принимать будущее и другие точки зрения. Это - путь взросления. И украинцы уже по нему уверенно идут.

Сейчас вы читаете новость «"Почему русским "заходит" бабушка с советским флагом, или Как работает пропаганда" - Спартак Суббота». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі