Ровно год варилась в "кабинетах принятия решений" тема открытия воздушного пространства Украины в условиях военного положения. И на днях об этом снова заговорили.
Напомним, осенью 2023 г. эту идею не одобрили в правительстве. А экс-министр инфраструктуры Александр Кубраков сказал, что возобновление полетов возможно при полной безопасности в воздушном пространстве. Без уточнения каких-либо сроков.
Украино-европейский дирижабль
В последние дни октября политическое и военное руководство Украины вместе с иностранными партнерами и частным бизнесом разработали план постепенного запуска аэролиний. Дорожную карту представили в Варшаве.
Как сообщили в Министерстве развития общин и территорий Украины, обсудить возможности такого шага собрались около ста представителей авиаотрасли, в том числе из Евросоюза, Великобритании и США. Пошаговый план и потребности для частичного открытия воздушного пространства представил заместитель министра Сергей Деркач.
Экономический советник посольства США в Украине Мэри Элизабет Мэдден отметила готовность Вашингтона обеспечить экспертную и техническую помощь в восстановлении гражданской авиации в Украине.
Первый заместитель председателя Государственной авиационной службы Сергей Коршук дал оценку рисков для гражданской авиации. Директор Украэроруха Андрей Ярмак говорил об особенностях установления безопасности аэронавигации и готовности аэронавигационной системы.
Генеральный директор международного аэропорта "Борисполь" Алексей Дубревский и генеральный директор международного аэропорта "Львов" имени Даниила Галицкого Татьяна Романовская проинформировали о готовности аэропортов.
Между тем отметим, что гендиректора ужгородского аэропорта здесь не было. Хотя в прошлогодних планах именно регион Закарпатья определялся как реальное место для воплощения замысла об оживлении аэропространства.
Заместитель командира Воздушного командования "Центр" по авиации - начальник авиации Олег Захарчук презентовал механизмы координации гражданской и военной авиации.
А вице-премьер-министр по восстановлению-министр развития общин и территорий Алексей Кулеба назвал сохранение авиационной инфраструктуры Украины стратегической задачей. Он выразил ожидание, что работа, проделанная в Варшаве вместе с партнерами Украины, поможет продвинуться в вопросе создания условий для открытия воздушного пространства.
Нашаманим в пространстве
Итак, год назад руководитель офиса президента Андрей Ермак, выступая в Институте Хадсона в США, анонсировал возможное открытие одного из аэропортов Украины для гражданских полетов.
И тогда, и сегодня это услаждает нам слух. Потому что мы все скучаем по довоенному небу, которое могли рассекать в основном гражданские самолеты. И главное – пассажирский аэропоток ассоциируется у нас с приближением конца войны.
Но есть ли сегодня реальная возможность для этого?
Потому что то, что мы видим и понимаем в нашей действительности, - в каком городе не открыли бы аэропорт, туда стопроцентно будут лететь российско-иранские, корейские ракеты и шахеды. Они будут уничтожать, разрушать села и города вокруг аэропортов и создадут дополнительную опасность для жизни украинцев.
"Для восстановления Украины нужен надежный зонтик – усиление ПВО. В то же время это усиление позволит нам открыть один из аэропортов Украины. Мы уже работаем над этим с нашими партнерами. И это признак того, что приближается переломный момент в войне. Следующий год станет решающим в этом. отношении", - оптимистично заявлял Андрей Ермак.
Прошел год. Переломного момента в пользу Украины в войне не произошло. Так же как и не пахнет в остатках 2024 – го никакой решаемостью.
Как сегодня нашими партнерами, так и тогда Андреем Ермаком, не называются конкретные временные рамки для открытия аэропорта. Из контекста всех выступлений можно понять, что речь идет о работе гражданского аэропорта еще до окончания войны с Россией.
Но мантрам типа "вот когда откроем аэропорт для гражданских, то переломится ход войны", реально мы ничего не решим. Сколько бы раз не говорил "халва" – во рту слаще не становится.
Разве что у власти есть какие-то инсайдерские прогнозы и реально реализуемые планы.
Ибо верить в то, что "визуализируйте и будет вам счастье" работает, это значит "съезжать с катушек". Хотя, если вспомнить, что власти вручили награду одному (а может и не одному) из продавцов воздуха – тарологу, экстрасенсу, биоэнергетику, то возможны варианты.
Европейские и украинские эксперты – против. Были.
Так что разговоры о возобновлении полетов гражданской авиации Украины, полностью прекратившихся 24 февраля 2022 года, активизировались у нас летом 2023 года.
Тогда в июле в Киев приезжала делегация европейского бюджетного авиагиганта Ryanair. Она не просто разведывала ситуацию в стране, где идет война, а привезла план возобновления авиации в Украине. Интересно, что один из вариантов – еще до завершения войны.
Выдвигались идеи об открытии аэропортов в Киеве, Львове, Одессе или Ужгороде, однако до конкретных решений и действий дело так и не дошло.
Генеральный директор Ryanair Майкл О'Лири объяснил, что для возобновления полетов в Украине нужно получить разрешение Европейского агентства безопасности полетов (EASA) Украинская сторона тогда вела переговоры.
И после положительного решения EASA должна измениться позиция и страховых компаний. То есть положительное заключение европейского авиарегулятора – это основной шаг, открывающий возможность совершать полеты в Украину.
До сих пор каких-либо сигналов от Европейского агентства безопасности полетов на этот счет не было. Поэтому даже если Украина самостоятельно открыла воздушное пространство, все равно это не позволило бы перевозчикам сразу взять и улететь – потому что это считается нарушением европейских требований.
А летом прошлого года позиция европейского авиарегулятора была однозначной: Украина является активной зоной конфликта, где гражданское авиационное движение запрещено.
EASA рекомендовала европейским операторам "избегать полетов в украинском воздушном пространстве и в районах вокруг него".
Также европейский авиарегулятор пояснил, что отдельные решения о полетах в "специфические зоны" могут принимать компетентные органы государства-оператора. Если говорить о Ryanair, то это – Ирландия, Мальта, Польша и Британия. И при условии их одобрения не требуется отдельное решение EASA. Но очевидным условием для этого должна быть безопасность воздушной навигации в этом регионе и соответствующие консультации агентства.
Но украинские военные летом прошлого года на такие предложения ответили однозначно – нет.
"Вы видите, что цели от врага долетают всюду, в любой точке страны могут появиться ракеты, вражеские дроны. Сколько летит "Кинжал", все прекрасно знают", - так отреагировал на предложение возобновить авиаполёты во время войны экс-спикер Воздушных сил Украины Юрий Игнат.
Скептическими по этому поводу были и другие украинские военные авиаэксперты.
Отметим, что с тех пор наше воздушное пространство стало еще более опасным.
Из Ужгорода как фанера над Парижем
Итак, среди городов, где есть возможности открытия аэропорта для гражданских самолетов, чаще всего назывался Ужгород.
Обоснование Air Ocean Airlines заключалось в том, что этот город расположен вплотную к границе с НАТО, он граничит со Словакией, а потому, по мнению международного перевозчика, эти полеты могут быть безопасными.
Украинские эксперты снова возразили. Мол, аэропорт в Ужгороде имеет технологические ограничения и не способен принимать типовые самолеты большинства европейских авиакомпаний. А перестроить его под большие самолеты сложно, поскольку для этого нужно сносить часть жилых домов.
К тому же Россия может наносить ракетные удары по всей территории Украины и за ее пределами.
Мы все свидетели того, как ракеты агрессора залетали на территории и Польши, и Румынии, и Молдовы.
В Закарпатской ОВА однозначно заявили, что до конца войны о возобновлении работы аэропорта "Ужгород" не может быть и речи, потому что безопасность гражданских людей выше бизнес-интересов перевозчика.
"О возобновлении работы аэропорта "Ужгород" – этот вопрос возникает время от времени. Но пока идет война, об этом речь не идет. У нас война по всей стране, хотя Закарпатье – тыловой регион, но это не значит, что здесь нет опасности. Поэтому подвергать опасности жизни гражданских призрачные аргументы, что, мол, аэродром в Ужгороде находится под границей страны НАТО Словакии, мы не имеем права Безопасность граждан выше, чем коммерческие интересы перевозчика", - отметили в Закарпатской ОВА.
И вообще для РФ ударить ракетой по гражданскому самолету в воздушном пространстве страны – НАТО, особое удовольствие.
В то же время, отметим, что в августе 2023 года над Украиной, несмотря на закрытое авиапространство, пролетел пассажирский самолет из Норвегии.
Но это скорее исключение из разряда счастливого лотерейного билета, а не руководство к действиям.
Комментарии