вторник, 07 марта 2017 00:45

"Заходишь к человеку в дом - одна комната завалена крадеными товарами"

 

- Когда вернулся в Украину, не знал, что делать здесь. Был не бедным человеком. Поэтому сразу чем-то занял себе руки. Сделал в хате ремонт. Потом подошли с предложением ребята. Мол, давай в Тернополе что-то строить, - рассказывает 56-летний Петр Сандуляк из Черткова на Тернопольщине. 14 лет жил в США. В 2008-ом вернулся в Украину. Создал здесь фирму по строительству и продаже недвижимости.

В полдень Петр Ярославович сидит за рулем серой машины. Едем через центр Черткова. С обеих сторон густо припаркованные машины.

- Здесь все за рубежом на заработках. И вот одна такая мать в Италии. Жалеет сына. Купила ему машину, вот он и катается. Половина машин ездят здесь без надобности. Экономика стоит. По себе сужу, что делал несколько лет тому назад и сейчас - небо и земля. За целый день разве отвезу материалы, да и все, - говорит Сандуляк.

Между двух- и трехэтажной застройки в центре города выделяется высокий стеклянный офисный центр. Его возвела фирма Петра Ярославовича. На фасаде - реклама курсов английского языка и магазина мебели из Германии и Италии.

- Этот шестиэтажный дом называют "стекляшка", "хилтон", "аквариум". Стал сдавать его по 10 долларов за квадрат, когда доллар был по 8 гривен. Должен был отбить строительство лет за 15-20. Сейчас вижу, не отобью и за 50-60 лет, - добавляет Петр Сандуляк.

За несколько минут доезжаем к дверям гостиницы возле центральной площади. Заходим в пустой ресторан. Просим официанток принести кофе.

- В 1993-ем поехал по вызову товарища в Америку. Очутился в Рели в Северной Каролине. Сначала зарабатывал кошением газонов. Изучал английский. Через полтора года начал бизнес - уборка супермаркетов. Работал по 17-18 часов в день, - говорит Петр. - За полгода завоевал рынок. Уже хорошо владел английским. Свободно решал вопрос с любым менеджером, сенатором, с губернатором играл в гольф. А у нас со сраным депутатом городского совета некомфортно чувствую себя. Ведут себя надменно.

Через четыре года забрал к себе жену с сыном и дочкой. Пока их не было, ностальгия мучила страшная. Отработал день, переспал 3 часа. Еду на ночную работу. Музыка в машине играет. У меня слезы на глазах - детей несколько лет не видел.

Когда купил хороший дом, приехала семья. Вокруг сформировалась украинская община. Собирались на любой праздник. Я на работе ставил несколькометровый стол.

Украинская община в Рели началась с меня. Сначала, кроме Ромки, который сделал мне приглашение, и Ивана из Закарпатья, там украинцев не было. Повытягивал к себе коллег из института культуры в Ривне. Они быстро учились, становились бригадирами.

Для детей открыли воскресную школу. Я даже купил бар только для того, чтобы украинцы имели место встреч. Потому что сейчас не хотят звать друг друга в дом.

- Америка была золотая в1990-х, - Петр Ярославович задерживает взгляд за окном напротив. - Американцы интересовались иммигрантами, их культурой. Доверчивыми были до наивности. Когда пошел сдавать на права, даже не проверяли паспорт. Мое имя по-английски звучит странно. Попросил написать в правах, как захотел.

Террористические акты 11 сентября их изменили. Теперь относятся более настороженно к чужестранцам, проверяют документы. Нелегалам сдать на права стало почти нереально.

В последнее время об украинцах Америки говорят плохое в новостях. Постоянно заглавия, что попадаются на краже. Недавно писали о жене успешного в Штатах украинца. Будто вынесла что-то из магазина.

Стали учить друг друга красть. Бывало, заходишь в дом к человеку, который полгода тому назад приехал и работает в магазине, одна комната завалена крадеными товарами. Раз в магазине с сыном встретили Славика из Черновцов. На улице жара. А он - в плаще. Сыну было 3 года. Спрашивает: "Папа, почему на улице такая жара, а он в плаще?" А тот аж поздороваться не может, так под низом обложен товаром.

В Америке возможности на каждом шагу. Если бы я там сейчас был, то легально зарабатывал бы миллионы. Для чего воровать? Украинцы, которые приезжали работать до меня на простую работу, за два-три года покупали дома. Не были замешаны в криминале.

В 2008-ом Петра Сандуляка депортировали из Америки как нелегала. Девять лет не мог продолжить визу. В США остались его дети. Сын Артур выучился на композитора в частном университете Бентли. Младшая дочка Наталия работает в медиа-компании.

- Сыну пытался привить любовь к Украине, но он общается только с американцами. Сомневаюсь, что женится на нашей. Хотя я этого хотел бы, - говорит Петр Ярославович. - Дочке тоже всегда было интереснее с американцами.

Сейчас вы читаете новость «"Заходишь к человеку в дом - одна комната завалена крадеными товарами"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі