"Недавно была в Лас-Вегасе. Ходила и снимала на мобильный телефон интересные сюжеты. Думала, приеду в Киев и Сашке покажу", — вытирает слезы 45-летняя Валентина Лисовская. Она шесть лет живет в Америке. На прошлой неделе приехала в Киев. 17 августа умер ее брат, писатель Олесь (Александр) Ульяненко, 48 лет.
О смерти брата Валентине сообщила двоюродная сестра.
— Меня сразу отпустили с работы. Не позволили даже сесть за руль автомобиля, отвезли. У нас чувствительная семья, потому часто снятся вещие сны. Перед его смертью мне приснилось, что зеркало разбилось. А у мамы картина со стены упала. На похороны я не успела, потому что из Америки летела почти три дня.
В Киеве создали комиссию, которая заботится творческим наследием Ульяненко. В нее вошли его друзья-писатели. Права на его произведения и имущество получила Валентина.
— В его квартире хотим создать музей. Выставим рукописи, фотографии. У Саши на компьютере были два романа, много рукописей. Их имеют на флешках несколько человек. Боюсь, чтобы не издали под своим именем, изменив название или какую-то часть.
Олесь Ульяненко родился в городе Хорол на Полтавщине.
— Наша бабушка была из дворянского рода. Любила читать. В Хороле не могла найти книжку, какую бы еще не прочитала. Отец и Саша тоже такими были. Свет в комнате брата горел до пяти утра. Все спрашивали, что ребенок может делать так поздно? А он читал. Мама читала меньше, потому что была все время на работе. Зато писала стихотворения, хорошие, лирические.
Первую книгу Олесь написал в первом классе.
— Из листков сделал блокнот, переплел его. На обложке нарисовал казака с саблей. Роман назывался "Приключения Кривунджи". Был о вымышленном дядьке, который саблей рубил врагов. Эта книжечка где-то у мамы хранится. Саша ничего не собирал, все разбрасывал, был непрактичным. Часто играли с ним в войнушки. У нас была небольшая кукла — выжигали ей на спине немецкие орлы, делали допрос. Саша тогда был красивым, у него было красивое лицо. Все подруги говорили: "Вон у Вальки такой брат красивый, куда ей браться". В первом классе мама отдала его на балет. Через год учитель за руку привел Сашку домой и говорит: "Берите назад, пусть больше меня не мучает".
После школы учился в Лубненском медучилище на военного фельдшера. Потом — в Николаевском мореходном училище на электрика. Служил в Афганистане.
— После этого несколько месяцев сидел в Хороле, писал. Но издателей в городе не было. Я посоветовала ехать в Киев. Мама за это сердилась. Думала, что Саша каждые выходные будет приезжать домой за сумками. А он не появлялся.
На могиле Олеся Ульяненко написано "Александр Ульянов".
Нашли в кармане гильзу с бисером. Сказали, что вызовут милицию и посадят за терроризм
— Наш отец родился в 1932-ом. Тогда детей записывали как хотели. В роддоме папу записали Ульяновим, хоть в действительности был Ульяненко. Саша всегда хотел вернуть фамилию деда. Взялись за это дело в конце 1980-х. Бегали с ним по инстанциям. У Саши не было трудовой книжки, потому фамилию менять не захотели. Кажется, ему выдали новый паспорт.
Говорит, что ее сын 20-летний Дмитрий похож на своего дядю.
— В молодости я ходила к гадалке. Она сказала: "Твой сын — копия брата. Брат — гений, и малой будет гений. У них одинаковая линия судьбы, только гениальные в разных сферах". Дмитрий красиво рисует, играет на гитаре. Если носом потянет или руку поднимет — кажется, что это Саша.
Жалуется, что после смерти брата о ней и матери начали сплетничать.
— Человек, который считал себя близким Саше, говорит, якобы мы жили на его гонорары. Напротив, как только появлялась лишняя копейка, мы пытались ему помочь. Если кто-то и наживался, то имею большое подозрение, что именно эта женщина. Пыталась с ней поговорить. Она послала меня раз пять.
Издать роман "Там, где юг" и переиздать "Женщину его мечты" Ульяненко помогла его помощница Евгения Чуприна. Теперь она претендует на 15% доходов от этих книжек.
Валентина жить в Украине не планирует.
— Всегда была патриоткой, а теперь как отрезало. В Украине работала на трех работах, с одной на другую опаздывала. В Америке преподаю в колледже. Работаю тяжело, но меня там уважают. Сюда возвращаться не хочу. Как-то на таможне прицепились к моему сыну, ему было 13 лет. Нашли в кармане гильзу с бисером, соседка подарила. Сказали, что вызовут милицию и посадят за терроризм. Меня научили, как нужно улаживать такие дела. Говорю: "Ребята, давайте через кошелек это уладим". Попросили 100 долларов. Начала торговаться, а малой говорит: "Мама, отдай им, чтобы только вырваться".
Комментарии
4