среда, 12 марта 2014 10:31

"У Пшонки нет родины. Его родина — это его дом"

 

— Простите, пожалуйста, простите, — просит прощения 47-летний экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, выходя из черного "Мерседеса" представительского класса. На 10 минут опаздывает на встречу со студентами Киево-Могилянской академии.

— Я могу говорить и по-украински, но прошу позволить по-русски, — просит Саакашвили на украинском. Он пять лет учился в Киеве в Институте международных отношений. Студенты поддерживают его аплодисментами.

Экс-президент в джинсах, белой рубашке и черном пиджаке. Из-под воротничка рубашки видно серебряную цепочку. За трибуной иногда переступает с ноги на ногу.

— Такой смелости, какую вы продемонстрировали на Майдане, сегодня в Европе не осталось. В огне Майдана сгорел путинский план о возрождении империи, — говорит Саакашвили.

Как теперь украинцам стабилизировать ситуацию?

— Правительство должно расписать работу по неделям. Люди хотят конкретных результатов. Должна исчезнуть Госавтоинспекция. Нужно полностью заменить состав милиции. Реформировать систему образования и минимизировать бюрократию. В Грузии паспорт можно получить за 7 минут, документы на машину — за 10, а зарегистрировать предприятие за 5. У нас также самая быстрая процедура переоформления имущества — 10 минут. Мы выгнали всех таможенников. Вместо них взяли 20-летних людей из модельных агентств. Они только улыбаются и ставят в документах печати. Остальное делает компьютер. То же в пожарной инспекции и санитарной. Не нужно слушать, что без них сгорит весь Киев, а без санитарников в ресторанах будут травиться люди. Инспекторы только берут взятки.

После оранжевой революции люди хотели этих перемен. Но они не состоялись.

— Тогда ко мне в Грузию приехала группа украинцев. Открыто говорили: мы вложили деньги в оранжевую революцию, а теперь ждем прибылей. Нам должны дать или должности в правительстве, или предприятия. Тогда я понял, что реформы в Украине никто проводить не будет. Теперь состоялась другая революция, которую никто не финансировал. Вы никому ничего не должны. За те шины, которые жгли на Майдане, вы ни с кем не должны рассчитываться.

Вы не рассчитывались за грузинскую революцию?

— У нас провести реформы было значительно тяжелее, чем у вас. В Грузии живет 5 миллионов людей. Мы уволили 100 тысяч чиновников — от руководителей жэков до министров. Условно: мой сосед по лестничной площадке оказался без работы и перестал со мной здороваться. Такие люди на каждых выборах голосовали против меня и ходили на каждый митинг против меня. Однако они продолжали жить в центре Тбилиси, ездить в хороших машинах. В Украине живет почти в десять раз больше людей, чем в Грузии. Уволите кого-то, и никогда в жизни с ним не встретитесь. Поэтому реформы должны пойти легче и быстрее, чем у нас.

Чем заняли чиновников, которых распустили?

— Не нужно за них волноваться, потому что имеют собственность и недвижимость. Гаишники, которые брали взятки, после увольнения занялись бизнесом. Другие так же.

Видели имения наших бывших власть предержащих?

— Мой предшественник (Эдуард Шеварднадзе. — "ГПУ") тоже владел половиной имущества страны. А государство было развалено. Я завершил свое президентство с 2,5 гектара виноградников и домом на 175 квадратных метров. Ну, имел бы дом на тысячу "квадратов" или на две — разве это так важно? Или позолоченный дворец, как у вашего генпрокурора Пшонки? А знаете, почему у него такой дом? Потому что у Пшонки нет родины. Его родина — это его дом. Вот он сбежал в Россию, построит или купит такой же золотой дом, и там будет его родина.

Саакашвили надпивает негазованной воды.

— Сегодня я проснулся у друга-бизнесмена возле Киева. Выглянул в окно и увидел, что он живет в самом маленьком доме. А вокруг стоят виллы, больше президентского дворца в Тбилиси. На 90 процентов они принадлежат политикам. Сейчас правила игры изменились. Эти дома нужно у них забрать, чтобы больше никто такого не делал.

Когда я стал президентом и зашел в кабинет, в котором раньше сидел Шеварднадзе, там был только бачок воды и голодный кот. Спрашиваю: почему здесь кот? Отвечают, что ловит крыс. В президентском кабинете, на 11-ом этаже! А бачок воды потому, что после 23.00 отключают воду. Я позвал руководителя водоснабжения и предупредил: если в городе вечером не будет воды, он будет сидеть в тюрьме. С тех пор вода была круглосуточно.

Как людям контролировать власть? Не стоять же все время на Майдане.

— Через Интернет. Новое поколение политиков имеет "Фейсбук". Я просто сросся с своим айпадом. Если у меня его нет, чувствую себя без рук и ног. Контролировать политиков нужно и через улицу. У них нет такого стекла, чтобы вас не слышать. Они очень нервничают, когда люди выходят на митинги.

Мы в три первые месяца при власти выплатили задолженность по пенсиям за счет зятя Шеварднадзе. Он владел наибольшей автомобильной компанией и рассчитался за налоговые долги. Но после того опять разбогател в несколько раз. Ну, ладно, черт с ним, — машет рукой.

Как боролись с коррупцией в команде?

— Предупреждал, что пересажаю всех, у кого родные получат долю в каком-то предприятии. Конечно, я не все контролировал до конца. Говорю об этом честно. Иванишвили (Бидзина Иванишвили, действующий президент Грузии. — "ГПУ") заявил, что я украл 19 миллиардов долларов, хотя в стране всего 20. Как можно украсть все деньги одновременно с ростом бюджета в 11 раз? Здесь или делаешь, или крадешь — середины нет. Это принцип любой власти.

Когда я учился в Киеве, у меня был однокурсник из одной из африканских стран. Жили вместе в общежитии на улице Ломоносова. Он торговал джинсами, жвачками и электронными часами. Потом стал премьер-министром своей страны. Когда я, будучи президентом, приехал в Париж с официальным визитом, мы там встретились. Он сказал: "Я два года возглавлял правительство. Мой тебе совет — кради! Кради, сколько сможешь. Я сожалею, что недостаточно наворовал", — смеется экс-президент. — Ну, это я к тому, что есть и такой способ.

Россия ввела свои войска на территорию Крыма. В 2008 году в Грузии происходило почти такое же.

— Проблемы Абхазии и Южной Осетии возникли в начале 1990-х. Тогда Грузия как страна еще не состоялась. В 2008 году ситуация вышла из-под контроля. Россия пыталась замутить воду еще после революции роз. Но мы делали быстрые реформы, и некоторые проблемные регионы интегрировались в Грузию. Россия в Крыму только начала. Если быстро пойдут реформы и люди их почувствуют — жители полуострова сделают выбор в пользу Украины. Все же хотят жить по-человечески. Ну, и Европа с Америкой должны "гавкнуть" на Россию, чтобы остановилась.

Саакашвили прощается и спускается с третьего этажа на первый. Журналисты бегут за ним, ожидают даже возле уборной. При выходе экс-президент раздает автографы.

Где вы сейчас живете?

— В Соединенных Штатах Америки, в Нью-Йорке.

Почему не в Грузии?

— Я 10 лет жил в политике, как в катакомбах. Хочу отдохнуть, набраться сил. Планирую написать книжку. Постоянно летаю туда-сюда. Из Америки в Европу, Грузию и наоборот.

Спешно садится в машину и едет на один из телеканалов. Вечером улетает в Нью-Йорк.

С женой познакомился в кафе

Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили после 10-летнего правления планирует читать лекции в одном из американских университетов. Будет рассказывать студентам об укладе европейских стран.

Саакашвили имеет двух сыновей — Эдуарда и Николаза. С женой голландкой 45-летней Сандрой Рулофс познакомился в французском Страсбурге в кафе. Было это в 1993-м. Михаил там стажировался в Международном институте прав человека, а Сандра приехала на курсы. После замужества она работала в Международном комитете Красного Креста и консульстве Королевства Нидерландов в Грузии. Свободно владеет немецким, английским, русским и грузинским языками.

Сейчас вы читаете новость «"У Пшонки нет родины. Его родина — это его дом"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі