пятница, 22 июля 2011 07:00

"Когда люди слышат его фамилию, их лица становятся похожи на лики святых"

- Иван Дзюба - это скрытый мотор украинского шестидесятничества, - говорит режиссер 73-летний Лесь Танюк. - Если бы не он, то фильма "Тени забытых предков" могло не быть. Сергей Параджанов цинично относился к Украине и украинской старине. Но под влиянием Дзюбы он изменил свое мнение.

Лесь Танюк познакомился с Иваном Михайловичем в клубе творческой молодежи "Современник", действовавший в 1960-1964-ых в Киеве.

- Иван говорил спокойно и взвешенно, захватывал аудиторию, - рассказывает Лесь Степанович. - В Союзе писателей был чуть ли не единственным, кто не боялся открыто выступить против Александра Корнейчука (председатель Союза в 1946-1953 годах, пять раз становился лауреатом Сталинской премии. - "ГПУ"). Иван хотел, чтобы в литературе были произведения высокого сорта. Герои реальные, а не выдуманные. Он первый выступил в защиту писателя Виктора Некрасова. Напомнил всем членам президиума детали их творческой биографии. Корнейчук хотел его перебить, но это не подействовало. Затем он лишил Дзюбу слова, но и это не помогло. Тогда все впервые увидели Корнейчука растерянным.

Рассказывает об отношениях между Дзюбой и Некрасовым.

- Некрасов отрицательно относился к совковой Украине. Дзюба же выбивался из этого ряда, подчеркивая, что есть и другая Украина. Однажды встречался с Некрасовым на квартире общего знакомого в Москве. Виктор Платонович выпил лишнего. Начал тыкать мне деньги и говорить: "Вот тебе деньги на такси, привези мне Дзюбу". Я давай объяснять, что Дзюба в Киеве, на такси не смогу его привезти. Но он не обращал внимания: "Привези его, хочу с ним поговорить. Он такой умница". Еле уговорили его под утро лечь спать.

- Друзей у Ивана Михайловича было много, но по-настоящему близок был с поэтом Иваном Свитличным, композитором Леонидом Грабовским, режиссерами Юрием Ильенко и Сергеем Параджановым. У Иван хорошее чувство юмора, но это юмор интеллектуальный, рассчитанный на собеседника, который тоже читал Сартра, Камю и Сковороду. Иван всегда тонко пускал шпильки в адрес собеседников и всегда выходил победителем из таких перепалок.

Говорит, покаянное письмо Дзюбы 1969 года негативно повлияло на украинское общество.

- В своей статье "Среди сневгов" историк Валентин Мороз писал: "Кто-кто, но Дзюба, который был символом украинского сопротивления, должен был держаться до конца, а он написал покаянное письмо". Дзюба на это долго обижался. После этого письма Иван дал мне свою новую книгу "Грани кристалла". Прочитал ее за ночь, а потом говорю жене Нелли: "Глупая книга. Это совсем не Дзюба". Она мне ответила: "Его Бог бережет - не дает ему о плохом писать добрыми словами". Во второй половине жизни он вернулся к себе настоящему. Ему удалось сохранить духовный и интеллектуальный потенциал.

- Иван Дзюба - образец талантливого, многогранного, принципиального и доброго человека, - говорит художественный руководитель Театра на Левом берегу 69-летний Эдуард Митницкий. - От написанного им невозможно оторваться, потому что в каждой его работе есть знание человека и видение перспективы. Я называю его "колдуном нашего времени". Он всегда предсказывает, что будет с Украиной. Если бы он был консультантом президента, то у страны были бы шансы вырваться из этой пропасти. Дзюба - это символ настоящей украинской интеллигенции. Когда люди слышат его фамилию, то их лица становятся похожи на лики святых. Однажды видел его на спектакле в театре Ивана Франко. Там показывали что-то из украинской классики. Дзюба с такой любовью наблюдал за спектаклем, что он и мне показался прекрасным. Хотя это было не совсем так.

Сейчас вы читаете новость «"Когда люди слышат его фамилию, их лица становятся похожи на лики святых"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі