вторник, 06 ноября 2018 06:01

"Дети быстро осваивают испанский, но с такой же легкостью забывают украинский"

 

— Перебраться в Испанию никогда не планировали. Муж уехал в гости к знакомому. Попал в больницу, где его прооперировали. Из-за незнания языка даже не понимал, какую именно операцию сделали. Вместе с 5-летним сыном отправилась туда, чтобы ухаживать за ним, — рассказывает 48-летняя Лариса Пономаренко из Киева. 17 лет живет в городе Мурсия.

— Пришлось тратить немалые средства на лекарства. Поэтому через неделю после приезда пошла работать няней в испанскую семью. Это был первый год, когда в стране объявили легализацию и можно было оформить вид на жительство. Решили некоторое время побыть в стране, так и остались.

Труднее всего было из-за ощущения, что попала в изоляцию. В то время звонить родным в Украину могли только раз в неделю, а то и в месяц — из-за дороговизны. Помогло знакомство с другими украинцами. Оказалось, что у всех общая проблема — дети быстро осваивают испанский, но с такой же легкостью забывают украинский язык. Буквально за год заметили, что сын начал употреблять испанские обороты. Мог сказать "я ударился против дверей" или заменял украинские слова. Тогда ввели правило — когда переступаем порог дома, разговариваем только на украинском.

Предложила другим родителям открыть украиноязычные классы. Начали искать, как это узаконить. Испанцы посоветовали создать общественное объединение, при котором будет работать школа. Так возникла ассоциация украинцев в городе Мурсия, которую возглавляю. Чтобы знать, как все это работает, прошла разные курсы. Закончила в университете магистерскую программу по межкультурному диалогу и социальной работе. Некоторое время работала в Институте социального развития, который занимается общественными организациями и инициативами.

Мы были первые, кто предложил легализовать такие школы для Украины. Вместе с диаспорой Италии, Португалии и Франции обратились ко Всемирному конгрессу украинцев. Создали украинскую международную школу.

Раз в год с проверками приезжают представители международной украинской школы. Дают контрольные и проводят экзамены, чтобы проверить знания учеников. Наши выпускники сдают экзамены и получают аттестаты о среднем образовании украинского образца.

Дети учатся по программе Министерства образования и науки Украины. Изучают украинский язык, литературу, историю и географию Украины. Основные предметы — химию, биологию, математику проходят в испанских школах. Даем лишь дополнительные занятия, чтобы они знали украинские термины.

Преподают учителя, которые получили педагогическое образование в Украине. Получают символические зарплаты из родительских взносов. Дополнительного финансирования нет. Городской совет разрешил проводить уроки в государственной испанской школе.

Некоторые из выпускников сдали ВНО и учатся в Украине. Но с этим возникли трудности. Раньше дети могли сдать украинское тестирование в Испании. Экзамены транслировали через веб-камеру. Сейчас нужно ехать в Украину. Дети не могут этого сделать, потому что испанский учебный год заканчивается намного позже.

Еще одна проблема в том, что наши школы не имеют статуса украинского учебного заведения. То есть для испанской стороны это внешкольное образование. Решаем, как сделать так, чтобы Украина предоставила юридический статус этим школам.

Кроме обучения, занимаемся легализацией документов украинцев, переводами, поиском работы, организовываем свадьбы и похороны. Когда рождается ребенок, помогаем изготовить паспорт. Наше консульство расположено почти в 500 километрах. На весь округ там есть только два работника. Поэтому эти вопросы приходится решать самим.

"Украинцы часто врут, что они из Донбасса"

— Есть три группы людей, которые едут в Испанию. Первая — те, кто легализовался и живут здесь давно. Хорошо общаемся с ними через соцсети. Создали отдельные группы для поиска жилья, работы, объявлений, — говорит Лариса Пономаренко.

Вторая группа — новички, которых обманули в Украине. Мошенники говорят завышенные зарплаты и обещают, что здесь можно легко легализоваться. Украинцы одалживают деньги, приезжают, но их никто не встречает. Помогаем им с работой и жильем.

Третья группа — так называемые беженцы. В интернете активно рекламируют получение политического убежища. Украинцы приезжают семьями и остаются без денег на улице. По закону, социальные службы должны сразу отобрать детей, а супругов разделяют. Социальные работники сначала звонят мне. Просят, чтобы объяснила людям условия пребывания в стране. Большинство находит деньги или родственников, чтобы временно поселиться.

Также украинцы часто врут, что они из Донбасса. Последний раз была семья с двумя детьми. В их свидетельствах о рождении была написана Запорожская область.

На самом деле, получить убежище почти невозможно. На период рассмотрения заявления государство выдает разрешение на работу, чтобы люди могли себя обеспечить. Украинцы ошибочно думают, что они уже легализовались. Но когда в убежище отказывают, должны выехать из страны. Даже, если успеют где-нибудь поработать, этот период не засчитают в трудовой стаж.

Чтобы решать такие проблемы, организации украинцев в Испании объединились в национальный союз "Краи". Вместе с диаспорами других стран обратились к межпарламентскому депутатскому объединению "Внешняя трудовая миграция" и премьер-министру. Прежде всего просим создать единый орган, куда эмигранты смогут обращаться с различными вопросами. Чтобы получить какую-то справку, нужно ехать в Украину. В Европе это делают через интернет.

Сейчас вы читаете новость «"Дети быстро осваивают испанский, но с такой же легкостью забывают украинский"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі