вторник, 07 октября 2014 06:55

"Делаю вид, что не хватает гривни. Прошу дочь доложить"

 

— Моя Леся деньги на ерунду спускает. Кладу ей в школу в рюкзак бутерброд и воду. Даю 10 гривен, если что-то захочет купить в столовой. А она тратит их на жвачки, какие-то желатиновые червяки и другие сладости, — рассказывает 34-летняя Елена Хоменко из Киева.

Елена больше четырех лет приучает дочь правильно обращаться с деньгами. Объясняет, откуда они берутся. Поручала 9-летней Лесе покупать хлеб, молоко и другие продукты.

— Считает она быстро. Но когда покупает что-то без меня, не контролирует себя. Поэтому я перестала ей давать карманные. Сказала, чтобы брала из сдачи. Например, даю 10 гривен на хлеб. 3 гривни она тратит, а 7 оставляет себе. Хлеб покупаем не каждый день. Дочь поняла: каждый день ей никто давать деньги не будет. Стала экономить. Иногда делаю вид, что мне не хватает гривни на сок или на разрисовку. Прошу, чтобы доложила свои. Если у нее нет денег, покупаю не сейчас, а на следующий день или неделю. За три месяца Леся научилась экономить. Всегда имеет 5 7 гривен.

— От финансового воспитания зависит успешность ребенка во взрослой жизни, — говорит 32-летняя Елена Бокань, финансовый советник компании AFS. — О деньгах нужно говорить, как со взрослым человеком. Объяснять, откуда они берутся. Если купить за раз все, их не хватит на следующие покупки. Моя 5-летняя дочь уже понимает, что деньги — понятие ограниченное. Когда хочет, чтобы я ей что-то купила, спрашивает: хватит ли на другую игрушку потом. Ценность денег детям объясняют их категориями. Переводят суммы на количество конфет, игрушек или еще чего-то. С детства желательно приучать к воплощению больших замыслов. Например, объяснять: если ежедневно не тратить 20 гривен на сладости, то через пять дней купишь диск с игрой. Деньги, подаренные родственниками, можно предложить не тратить сразу. А доложить и приобрести то, о чем мечтает ребенок: велосипед, самокат. Важно не навязывать свое решение, а советоваться с ребенком, чтобы он также принимал участие в обсуждении. Начиная со школьного возраста, нужно покупать детям кошелек. Давать деньги желательно ежедневно, а не раз в месяц. В таком возрасте ребенок еще не сможет распределять средства на каждый день.

Подросток должен попробовать первый раз заработать. От того, какими усилиями ему дадутся эти деньги, будет зависеть отношение к расходам. Заработок не должен быть связан с привычными занятиями ребенка: уборкой, учебой или другими обязанностями. Мальчику можно предложить подработать на мытье автомобиля. Для этого подговорите товарища, чтобы попросил сына помыть авто за деньги. Девочка может вышить картину и продать ее. Некоторые мои клиенты берут своих детей в офис помощником секретаря. Они там распечатывают файлы, делают кофе, моют посуду. Начинают понимать, что такое работа, за что получают деньги.

Платить за оценки нельзя

— Детям нельзя платить за оценки, домашнюю работу. Если это делать или задаривать подарками, они перестанут ценить отношения со старшими, подарки и деньги. Будут воспринимать как должное. Со временем начнут хамити, будут считать, что все им должны, — говорит столичный психолог 46-летняя Наталия Компанец. У нее четверо детей.

Чтобы вознаградить ребенка за хорошее поведение или оценки, лучше пойти с ним в аквапарк, кафе, зоопарк.

— Объяснять, что такое деньги, следует игровым способом. С детьми 3–4 лет играть в "магазин". На год старшим можно поручать покупку в реальном магазине. Выбирать товары с круглыми ценами. Важно, чтобы ребенок в вашем присутствии подходил к продавцу и произносил заученную фразу: "Дайте, пожалуйста, хлеб". В 5–7 лет дети уже понимают, что купюры и монеты в магазине обменивают на товары. А вот понятие платежной карточки для них пока что далеко. Поэтому о ней лучше рассказывать позже.

Сейчас вы читаете новость «"Делаю вид, что не хватает гривни. Прошу дочь доложить"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі