понедельник, 23 апреля 2007 07:03

Сто семей остались без заработка

Автор: фото: Христина ШЕВЧУК-СТАРЕЦКАЯ
  Платили немного, но сезон за год стажа считали
Платили немного, но сезон за год стажа считали

"Ну и как в этом селе выжить? Была хоть какуя-то выгода с земли, а теперь и этого нет. Вместо помогать бедному крестьянину - только палки в колеса вставляют", — разводит руками 55-летняя Ирина Роговая, жительница села Хоросница Мостиского района Львовской области.

Женщина в коричневом платке и теплом свитере хозяйничает на огороде возле небольшого серого дома — выбирает из бурта в земле картофель. Говорит, больше ничего в поле не будет сажать, а еще в прошлом году на 20 сотках сеяла сахарную свеклу. В Хороснице недавно закрыли свеклоприемный пункт. Хотя сахарная свекла — одна из основных культур в окружающих селах.

Хоросничане в отчаянии. Они уже вспахали землю и купили семена.

— Люди колеблются - сеять ли свеклу, потому что боятся, что пропадет, — говорит Ирина Роговая. — Чтобы завезти урожай в Городо к (соседний райцентр. — " ГПУ"), нужно 250 гривен за машину дать, а если в Самбор — то еще больше.

Село в 70 км от Львова. Сюда можно добраться на электричке. Рейсовые автобусы в Хоросницу не заезжают. В селе почти сто дворов. За кирпичными домами — вспаханная пашня. Каждый хозяин имеет по 20–40 соток поля. Люди живут в основном с огородины и "челночного" бизнеса — возят в Польшу водку и сигареты.

— До этого года сахарную свеклу выращивал каждый хозяин. Имел на это 15–20 сотых, — продолжает дальше Ирина Роговая. — Люди зарабатывали неплохую копеечку. За сданную свеклу можно 8–10 мешков сахара взять, а один стоит 150 гривен.

К разговору приобщаются соседи Роговой. 60-летняя Зеновия Барабах работала на пункте на сезонных работах — в лаборатории определяла сахаристость свеклы. За месяц зарабатывала 300 грн.

— В сезон здесь сорок человек работало, — рассказывает крестьянка. — Хотя платили немного, но сезон за год стажа считали. В селе больше некуда деться.

Платили немного, но сезон за год стажа считали

Крестьяне говорят, что свекла требует достаточно больших затрат. За пахоту платят 50 грн, за селитру — еще 100 грн, за семена — 25 грн. Сорок гривен нужно заплатить за доставку свеклы с поля. В целом набегает более 200 грн.

— Да и наработаться в поле нужно, — говорит муж Зеновии Григорий. — Разрыхлить грунт, чтобы пышный был, посеять, дважды прополоть. А потом еще и обчистить свеклу вручную!

От выращивания свеклы крестьяне отказываться не хотят.

— Сахар — товар выгодный, потому что непортящийся. В амбаре два-три года может лежать, — утверждает Зеновия Барабах. — Как трудно с деньгами, то я его в Мостиск на базар везу. Для себя на целый год хватает — на закрутки, выпечку.

В прошлом году из 20 соток Барабахи собрали 3 т свеклы. За каждую взяли 67 кг сахара. В целом семья получила 200 кг сахара — на 600 грн, по рыночной цене.

Свеклоприемный пункт — в Хороснице, возле железнодорожной станции. Более 50 лет сюда сдавали свеклу жители Мостиского района и около десяти сел Яворовского.

Контора, лаборатория и склады из красного кирпича размещены рядом. Четверо мужчин разбирают технику для выгрузки свеклы и вывозят ее в Самбор.

— Пункт принадлежит Самборскому сахарному заводу, который уже несколько лет не функционирует. Шесть лет назад его вместе с нашим пунктом выкупило ЗАО "Западная компания "Дакор" из Дубно Ровенской области, — рассказывает начальник пункта Владимир Кравец, 43 года. — Сначала работа шла нормально. А недавно мне позвонила директор из Самбора и сказала, чтобы мы больше не принимали свеклу. Я и сам не понимаю почему. В прошлом году крестьяне сдали около 6 тысяч тонн. Многие люди привозили по 10–12 тонн свеклы. Для них это был единственный заработок.

Кравец листает журнал записей.

— Вот смотрите: фермер из соседнего села 990 кг сахара заработал. Это три тысячи гривен.

В ЗАО "Западная компания "Дакор" посоветовали обратиться за комментарием на Самборский сахарный завод.

— Мелкими подразделами не занимаемся, — сказали в приемной директора Даниила Корилкевича, бывшего депутата Ровенского областного совета.

Директор Самборского сахарного завода Татьяна Походай с корреспондентом " ГПУ" говорила неохотно.

— А почему свеклоприемный пункт закрывают? — интересуюсь.

— А кто вам такое сказал? — возмущается.

— Видели, что технику вывозят.

— Вывозят, потому что там она не нужна! — повышает голос Татьяна Яковлевна и бросает трубку.

52-летний заместитель председателя Мостиской райгосадминистрации Ярослав Федина объясняет, что сахарным заводам уменьшили квоту производства сахара, потому что в прошлом году имели большой избыток.

— Заводам стало невыгодно возить свеклу издалека, — говорит Федина. — Много предприятий даже не хотят сотрудничать с индивидуальными хозяевами, им выгоднее закупить свеклу у фермеров или и самим ее сеять. Что делать крестьянам Мостищины, пока не знаю. Возить свеклу в Самбор или Городо к им невыгодно, потому что по постановлению Кабмина в этом году расчет будет проводиться в деньгах. За одну тонну будут давать 170 гривен.

На Львовщине работают два сахарных завода

Из пяти сахарных заводов, которые работали на Львовщине, сейчас действуют только два — Золочевский и Радеховский.
За год они перерабатывают 700 тысяч тонн свеклы. Этого достаточно, — утверждает заместитель главы Львовской госадминистрации по вопросам агропромышленного комплекса Иван Стефанишин, 51 год.
В прошлом году сахарной свеклой в области засеяли 26 тыс. га. В этом году Министерство аграрной политики приказало сократить эту площадь на 3–4 тыс. га.
Мы не хотим этого делать. Сейчас работаем над подписанием соглашения сахарных и спиртзаводо в о производстве биоэтанола — добавки к бензину, — говорит Иван Стефанишин. — Если такое сотрудничество наладим, в области существенно вырастет спрос на сахарную свеклу.

Сейчас вы читаете новость «Сто семей остались без заработка». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі