пятница, 02 ноября 2007 07:03

Михаил Рущак вынужден вырезать 400 овец

Автор: фото: Снежана РУСИН
  Главный овцевод фермерского хозяйства ”Явирник” Михаил Стець возле отары в поселке Межгорье
Главный овцевод фермерского хозяйства ”Явирник” Михаил Стець возле отары в поселке Межгорье

63-летний Михаил Рущак из поселка Межгорье Закарпатской области держит 400 овец. Фермы размещены на улице Зареченской. Большая часть скота еще на пастбищах, но несколько отар уже согнали с гор домой.

— Мои овцы вынуждены пастись аж в Ивано-Франковской области, — рассказывает Михаил Григорьевич. — На Закарпатье места нет.

Владелец строительной фирмы Михаил Рущак решил пять лет назад завести в хозяйстве овец. Закупив 30 голов по 200 грн, создал фермерское хозяйство "Явирник". Пришла весна, а выпасать негде — нет свободных пастбищ в Межгорном районе.

— Куда не глянешь — полонины, — говорит. — Но люди горой стоят за землю. Крестьяне думают: если я буду пользоваться частью пастбищ, то отберу их навсегда. Сами овец не держат и мне не позволяют своих выгонять на полонины.

Первый год Михаил Рущак со скотом как-то перебедовал. В следующем году отправился в соседнюю Ивано-Франковскую область. Сначала выпасал отару в лесах неподалеку городка Долина. В прошлом году переместился дальше — ближе к Франковску.

— А там тоже приходилось платить местным ворам, чтоб позволили выпасать, — говорит гневно. — Этим летом убытков было на 20 тысяч гривен, потому что гоню овец аж за 140 километров.

Михаил Рущак нанял на работу четырех овчаров: Михаила Стеця, Петра Белю, Юрия Галая и Юрия Иванину. Каждую весну мужчины идут с отарой в горы. За овечьим молоком и сыром фермер вынужден ездить ежедневно.

— За сезон с одной овцы выдаиваем четыре гелеты (12 литров. — " ГПУ") молока, — рассказывает. — С отары имеем около тонны сыра. Но кому продавать? — жалуется. — В прошлом году прибыль от реализации сыра, брынзы и шерсти едва перекрыла расходы на горючее. Несколько десятков кило сыра сдаю в магазины, остальные раздаю работникам.

Шерсть Михаил Рущак должен продавать вдвое дешевле.

Кило мяса стоит 12 гривен. Дешевле овец выстрелять

— Реальная цена килограмма шерсти 20 гривен, — говорит фермер, — а я отдаю по се мь —во се мь. Больше не заплатят.

Государство вроде бы поддерживает овцевода: за каждую сохраненную овцу и за прирост платит по 50 гривен. Но этих денег на содержание отары маловато.

— Едва хватает, чтобы перезимовать, — жалуется Рущак. — На зиму моим овцам нужно 1200 центнеров сена, а это около 60 тысяч гривен.

В отчаянии Михаил Рущак угрожает местной власти пустить отару под нож.

— У самого сердце кровью обливается, когда подумаю, что придется уничтожить овец. А что делать, если пасти отару негде? — жалуется. — Но если вырежу скот, некому будет распродать мясо. В районе и в Ужгороде баранину не хотят, продают привозное мясо, выращенное на гормонах.

Михаил Рущак нашел связи в Восточной Украине. Завел знакомства в Донецке, Мариуполе, договорился о снабжении мясом.

— Придется снимать машину-холодильник, — говорит. — А это 600 долларов в одну сторону. Баранину везут при температуре плюс четыре градуса — все хотят свежего, не мороженого. Кило мяса стоит 12 гривен. Дешевле овец выстрелять.

Живых овец в Межгорье продать некому.

— У меня от отары больше хлопот. Только этой осенью волк вырезал в горах 20 овец, — жалуется фермер. — Люди думают, что я большой бизнес на отаре кручу, так за глаза и говорят: "Если бы не выгодно было Рущаку — не держал бы овцы".

На Закарпатье старожилы помнят времена, когда держали чуть ли не в каждом дворе Мижгирщины по несколько сотен овец. А теперь уже и не в каждом селе остались отары. В 1990 году в области насчитывалось почти 248 тыс. овец. Сейчас — втрое меньше.

— Овцеводство приходит в упадок из-за убыточности, — говорит Михаил Рущак.— Два года назад украинское правительство внедрило долгосрочную программу поддержки овцеводства. Но местная власть даже с полонинами не хочет помочь.

В поселковом совете Межгорья утверждают, что предлагали фермеру землю под пастбища.

— Мы говорили Рущаку пасти свои овцы на полонинах, — рассказывает заместитель поселкового председателя Василий Юрик, 32 года. — Вот, например, в Мирчи, в четырех километрах от его фермы. Но Рущак не хочет. Он просит землю ниже полонин.

— Они врут, — говорит в ответ Михаил Рущак. — Местная власть никогда не предлагала мне землю.

Сейчас вы читаете новость «Михаил Рущак вынужден вырезать 400 овец». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі