Потребительская активность в Украине постепенно восстанавливается, а некоторые показатели, например частота покупки продуктов питания, уже достигли довоенных уровней.
Неотъемлемой частью потребительского поведения украинцев остается гражданская позиция: донаты стали почти такими же популярными, как продукты. Об этом говорится в материале издания "Фокус".
Активная экономия на всем, на чем можно сэкономить, одна из главных стратегий украинских потребителей. Украинцы экономят на лекарствах, продуктах, развлечениях, и при этом 92% населения направляют деньги на помощь ВСУ или пострадавшим в результате военных действий.
"Несмотря на войну, украинцы продолжают делать все возможное для поддержки себя, близких и страны", - говорит Александр Ямпольский, директор, руководитель отраслевой группы по ритейлу и оптовой дистрибуции "Делойт" в Украине.
Он отметил, что украинские потребители устойчивы, адаптивны и небезразличны.
"Они экономят, обдуманно подходят к расходам и регулярно донатят. Неотъемлемой частью потребительского поведения по-прежнему остается активная гражданская позиция: 70% украинцев продолжают бойкотировать производителей товаров/продавцов, не покинувших рынок страны-агрессора", - отметил Ямпольский .
Сейчас 62% украинцев обращают особое внимание на бренд во время совершения покупок, тогда как в декабре 2022 года таких было 54%.
К тому же, по данным "Делойт", более половины опрошенных придерживаются мнения, что действия бизнеса/производителя товаров, направленные на помощь ВСУ и поддержку ветеранов - это важно, поэтому они готовы покупать такие товары по умеренной цене, что соответствует качеству.
Узнать потребительские тренды украинцев на третьем году полномасштабной войны решили и в компании Gradus Research. По данным исследования, проведенного в марте 2024-го, отношение украинских потребителей к брендам остается достаточно придирчивым.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что будет в Украине с ценами - в НБУ объяснили
Сейчас 62% обращают особое внимание на бренд во время совершения покупок, тогда как в декабре 2022 года таких было 54%. При этом придирчивость потребителей в крупных городах несколько выше, что может объясняться более широким выбором товаров или услуг там.
Желание поддержать украинских производителей - важный фактор выбора. Данные опроса демонстрируют, что украинские потребители достаточно осторожны в изменении привычных брендов: 54% предпочитают знакомые торговые марки.
Правда, более трети готовы экспериментировать, но ключевой фактор, побуждающий дать шанс новым брендам - желание поддержать украинское (57%). Все это конвертируется в повышенную приверженность украинским брендам перед иностранными. Если в декабре 2022 года тренд только набирал обороты и о покупке товаров/услуг украинских производителей заявляли 69% опрошенных, то сейчас доля таких выросла до 74%.
"Видим еще большую рационализацию потребления и рост приверженности к украинскому производителю. Это закономерные явления, ведь им предшествовало осознание гражданами долгого марафона войны, соответственно, растет бережливость. Но на первом месте не фактор цены, а желание поддержать украинское", - прокомментировала результаты исследования социолог, основательница и директор исследовательской компании Gradus Research Евгения Близнюк.
Она отметила, что год назад социологи исследовали отношение к иностранным производителям в разных европейских странах, и для всех них была характерна высокая приверженность локальным брендам.
"Теперь видим эту тенденцию и в Украине", - отметила Близнюк.
Европейский союз продлил свободную торговлю с Украиной еще на год.
При этом могут быть введены квоты и пошлины для особо чувствительной сельскохозяйственной продукции, а именно: мяса птицы, яиц, сахара, овса, кукурузы, круп и меда, написал корреспондент "Радио Свобода" Рикард Йозвяк в Twitter.
Продление свободной торговли с Украиной до июня 2025 года поддержали Совет ЕС, Еврокомиссия и Европарламент.
Комментарии