вторник, 29 октября 2024 17:50

"Приоритет один – не допустить поражения": будущие перспективы Украины

"Приоритет один – не допустить поражения": будущие перспективы Украины
Військові 56 ОМПБр на навчаннях у Донецькій області 22 жовтня. Фото: Getty Images

Украина приближается к пиковой, возможно, критической ситуации. В очередной раз. Так было в первые недели широкомасштабной войны, летом 2022-го, затем ситуация исправилась в 2023 году и постепенно ухудшается на протяжении 2024-го. В октябре появилась печальная статистика: за последние два месяца противник захватил в 5,5 раза больше украинских земель, чем за весь предыдущий год. Продвижение врага продолжается, и отрицательная динамика на фронте выглядит наиболее унылой с начала широкомасштабного вторжения. Прежде всего, по двум причинам: отсутствия наращивания помощи со стороны западных партнеров и истощения украинской армии.

Однако на фоне приближения к вероятной точке бифуркации можно говорить и о некоторых других критериях, которые можно рассматривать и исходными данными для изменений в пользу Украины. В частности, миллионная украинская армия сейчас является одной из самых сильных, опытных и технологичных в Европе. Наступательная операция в Курской области продемонстрировала хрупкость российской военной машины и шаткость самого преступного режима Путина. Силы обороны выдержали полугодовой перерыв американской помощи. В общем, армия способна изменить течение войны, но при условиях…

Попробуем рассмотреть эти условия и перспективы в следующем году, начиная с субъективных, не зависящих от Украины напрямую, и до ревизии внутренних резервов нации.

Оценки перспектив Украины на фоне шаткого мира

Перспектива первая: фактор гарантии и помощи. В настоящее время гарантий безопасности для Украины нет. И, может быть, не будет. Даже при условии официального приглашения в НАТО, которое может состояться только на саммите Альянса, то сразу же станет неопределенным по продолжительности процессом. Предоставление же членства в Альянсе для неоккупированных территорий выглядит политической фантасмагорией, потому что нет никаких признаков, что Путин остановится. Но даже такого хода администрация Байдена откровенно боится, чем продолжает поощрять Путина. Ободрение нового генсека блока Марка Рютте с упоминанием возможности стать "33-м или 34-м членом НАТО" - это история не о получении членства, а о выводе Украины из депрессии, а Запада - из гипнотического сна. К сожалению, речь не идет о вводе войск США или НАТО, как было в свое время в Корее - ведь тогда более 100 тысяч коалиционных войск ООН и 400 тысяч войск армии США прекратили войну. В Белом доме был боевой генерал Дуайт Эйзенхауэр. Но и тогда корейский мир был заключен после смерти Сталина, а ныне современный военный преступник мирового масштаба Путин жив, и это в определенной степени упрек современному миру, не способному защитить демократические ценности.

Предоставление Украине достаточно дальнобойного вооружения, включая крылатые ракеты AGM-158 для F-16, и возможность использовать его без ограничений, Киев не дождался. Как и германских крылатых ракет Taurus. Нет разрешений по использованию на территории РФ британских и французских крылатых ракет. Даже появление на войне КНДР ничего не изменило - пока коллективное сознание Запада парализовано "афганским синдромом".

К сожалению, речь не идет о вводе войск США или НАТО, как было в свое время в Корее.

Позволит ли себе Запад оставить Украину наедине с мощным врагом? Европейские столицы НАТО в надежде ожидают, что скажет Вашингтон после 5 ноября. Но в Европе осознают опасность российского наступления на НАТО, боятся этого и признают, что пока не готовы к такой войне. Внутри НАТО заключают дополнительные оборонные соглашения (!) – договор Trinity House между Берлином и Лондоном можно полностью оценить как "недостаточность НАТО". Очевидно, что по этому принципу Киеву следует вести переговоры - именно с европейскими столицами, которые слышат запах приближения войны. Возможно, выйти на субрегиональный союз - с Британией, Польшей и странами Балтии… Особенно оборонная самодостаточность Европы приобретает остроту на фоне предвыборных расчетов аналитиков: победа Трампа может положить конец помощи Украине, а победа Камалы Харрис также не означает автоматического увеличения поддержки.

В 2024 году политика Запада еще больше "просела", а унизительный визит Гутерриша к Путину стал своеобразным свидетельством слабости и нерешительности Запада. Эта политика переполовинила победный потенциал украинской нации. Хотя и не "обнулила", потому что мы хорошо помним: все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Вполне может случиться, что после 5 ноября Запад получит новый ветер в паруса. Хотя блок НАТО может оказаться на грани распада. В любом случае, на период вакуумного отрезка времени именно Украина спасает Альянс, и, возможно, это примут во внимание – если не за океаном, то в Европе.

Перспектива вторая: фактор вероятности союзников и открытие новых форматов. Может ли кто-нибудь из партнеров, которые 32 месяца обеспечивают устойчивость Украины, превратиться в союзников? Пока таких признаков нет. Но…

Европа не покинет Украину хотя бы из-за инстинкта самосохранения. На первый взгляд, Европа и НАТО в целом намерены поддержать Украину. Но теперь, к сожалению, не в части победы - те времена в конце 2022-го и внутри 2023-го просто упустили. Теперь речь идет о поддержке виживания и перезагрузка идей победы. Хотя те же США объявили о намерении инвестировать в производство дальнобойных ударных беспилотников в Украине 800 млн долларов. Хочется верить, что это только первые миллионы и первые шаги по обновленной политике поддержки Украины. Такой, на первый взгляд, паллиативный вариант поддержки, если его будут копировать большинство стран НАТО, может позволить Украине выстоять и построить более современный оборонный потенциал. Литва выделяет 10 млн. евро на ракеты. Ориентировочно – это 20 – 30 крылатых ракет украинского производства. Силам обороны нужны тысячи ракет и дальнобойных дронов-камикадзе, не говоря уже о текущем обеспечении фронта – боеприпасах, артиллерии, бронетехнике, средствах ближнего боя. Однако расширение списка стран, готовых вкладывать в украинское оружие, происходит. Вслед за Британией (действующей в рамках соглашения о безопасности) и Данией последовали Нидерланды, Литва, Эстония. На пороге принятия решений Норвегия. Главная изюминка этих вкладов – выход на мощное масштабирование производств украинских ракет – крылатых, баллистических и для ракетно-реактивной артиллерии. А также – массового производства дальнобойных дронов с радиусом поражения 1000 – 1500 км.

США объявили о намерении инвестировать в производство дальнобойных ударных беспилотников в Украине 800 млн. долларов

Между тем немецкий Rheinmetall строит в Украине четыре защищенных завода, еще один запустит турецкий Baykar, на пороге принятия решения шведский SAAB. Италия также находится на пороге совместного производства современных средств ПВО, что впервые предполагает локализацию в Украине 30% производства. Бизнесы, естественно, не могут рассматриваться как гарантии, но приближают к ним. Потому что даже временная остановка войны может стать прецедентом для размещения в Украине военных контингентов и определенных вооружений.

Для реализации первых двух перспектив необходима политическая воля Запада. Смена лидеров. В отличие от Шольца "политический Берлин" поддерживает передачу дальнобойного оружия Украине, а кандидат на должность канцлера Фридрих Мерц даже выразил готовность поддержать предоставление Украине крылатых ракет большой дальности Taurus, хоть и в рамках пошаговой стратегии. Так же в США еще есть "потомки генерала Эйзенхауэра". К примеру, глава комитета по разведке Палаты представителей Тернер заявил, что в случае вступления военных Северной Кореи в российско-украинскую войну, США должны рассмотреть возможность прямых военных действий. Но главным фактором остается все же внутренний.

Перспектива третья: фактор внутренних решений и резервов.

Как известно, президент Зеленский поручил разработать еще один план по войне – ОПК, оборона, экономика, социальная политика. Внутренний план действий.

Наиболее болезненные вопросы затрагивают мобилизацию и ускорение высокотехнологичных производств. Без коренных, оперативных и системных изменений, обеспечения и демонстрации социальной справедливости говорить не только о победе, но и о выживании нации крайне сложно.

Необходимо безотлагательное искоренение коррупции в структурах, причастных к мобилизации, демонстрация обществу жестких наказаний. Показательная направленность ресурсов от конфискаций на закупку оружия для войск. Следует сделать невозможным появление и внедрение любого варианта "экономического бронирования" ("Платы и не служи"). Только так можно рассчитывать на второе дыхание общества. Необходимо безотлагательно масштабировать уже существующее решение правительства о предоставлении возможности командирам воинских частей разрешения рекрутинга без участия ТЦК. Здесь есть и путь укрупнения - перехода к дивизиям путем масштабирования известных бригад (как Третья штурмовая или "Хартия") и предоставление им в подчинение других бригад и отдельных батальонов. Оперативно внедрить действенную программу для всех госслужащих, пригодных к службе по возрасту и состоянию здоровья, по их мобилизации, прохождению службы и участию в боевых действиях - при сокращении государственного аппарата власти по меньшей мере вдвое. Повысить уровень денежного довольствия военных, которое не может быть ниже, чем в других государственных учреждениях.

Наиболее болезненные вопросы затрагивают мобилизацию и ускорение высокотехнологичных производств.

Не меньше изменений требует ОПК. Все вопросы, касающиеся развития и производства оружия, во время войны (по крайней мере) следует подчинить минобороны. Должны быть программы – ракетная, дроновая и боеприпасная. Контроль на уровне замминистра. ВТС в рамках этих программ – также дело военных как главного заказчика оружия. ВТС – это управлять украинской стороной относительно того, с кем и как развивать и совместно производить ключевые вооружения. Все остальные министерства и ведомства должны подчиняться единому центру – в Министерстве обороны.

Например, если дроны в Украине разрабатываются и производятся минцифры, минстратегпромом, СБУ, ГУР минобороны, то все окончательные решения по развитию, унификации, конкурсам и т.д. должны перейти к Силам беспилотных систем ВСУ.

Если речь идет о ракетах, все вопросы администрирования и координации должны соглашаться с министерством обороны. Включительно проведение конкурса и назначение ключевых руководителей объектов, принадлежащих к ракетной программе. Не может быть так, чтобы по желанию минстратегпрома предприятия Государственного космического агентства передали в подчинение АО "Укроборонпром". Хотя бы потому, что Украина, уже несколько лет живущая без космической программы, все же вернется в космос, будет создавать отечественную группировку спутников и космические дроны. Да потому, что не может быть целью искусственное улучшение рейтинга АО "Укроборонпром" в списке мировых производителей оружия из-за передачи в подчинение дополнительной группы предприятий.

Все вопросы, касающиеся развития и производства оружия, следует подчинить минобороны

Центр развития технологий должен быть оформлен в минобороны, а все его участки подчинены военному ведомству. Украина демонстрирует мощные и креативные решения, но для их масштабирования недостаточно централизованной конструкции администрирования. Объединение в одних руках потребностей военных и наук и промышленности. Поэтому, например, в Силах обороны 170 типов дронов вместо 30-35, и миллиарды гривен льются в песок, потому что некому взяться за унификации связи, навигации, систем наведения, двигателей.

Понятно, что нуждается в усовершенствовании и политика закупок. Следует прекратить прикрываться государственной тайной и разобраться со злоупотреблениями как в среде спецэкспортеров, так и в отдельных эпизодах Агентства оборонных закупок.

И, наконец, главное - определиться с приоритетами государства. Как кажется, он сейчас один – выстоять в войне, не допустить поражения, потому что шанс для нации выпадает раз в несколько десятилетий. Следует все подчинить этой цели. А для этого отказаться от развертывания строительства всего, что напрямую не связано с войной. Отложить дороги и телемарафоны до лучших времен, а усилие направить на технологии. Поскольку чем дальше идет война на истощение, тем более дешевые и массовые технологии получают новое значение. И именно они могут позволить Украине пережить самые тяжелые времена.

Сейчас вы читаете новость «"Приоритет один – не допустить поражения": будущие перспективы Украины». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі