воскресенье, 03 декабря 2017 20:23

Люди активизировались, но до США еще далеко - активистка про гражданское общество

Люди активизировались, но до США еще далеко - активистка про гражданское общество
На Майдан выходили во многом уже подготовленные люди. Фото Оксаны Левковой

1 декабря 2013 в Киеве собрался полумиллионный митинг в защиту избитых студентов. Именно этот день многие считают началом Революции достоинства и показательным проявлением в Украине гражданского общества, которое стало на защиту своих прав и будущего страны. Об изменениях в гражданском секторе в последние годы рассказала директор всеукраинской общественной организации "Не будь байдужим!" Оксана Левкова.

Как вы можете охарактеризовать сегодня украинское гражданское общество?

- Люди активизировались, но мы еще очень далеко, например, от Соединенных Штатов Америки. По официальной статистике каждый третий гражданин этой страны вовлечен в какое-то общественное движение или инициативу. Например, в Балтиморе в школе не выдают аттестат зрелости, если парень или девушка не отработали в общественных инициативах определенное количество часов за семестр. То есть это такая добровольно-принудительная работа, над которой у нас смеются еще с советских времен. Детей приучают работать и помогать тем, кому повезло меньше. У нас такого не будет в ближайшие годы. Но очень виден контраст с тем, что было во времена Януковича.

Можем ли мы сказать, что это общество сформировалось во время Революции достоинства?

- Категорически нет. На Майдан выходили во многом уже подготовленные люди. Вы посмотрите, существует общественная организация "Відсіч", существует наша организация "Не будь байдужим!", "Простір свободи".

Мы проявляли себя и до Майдана. Майдан - это точечка, одна из всего того, что мы делали и будем делать. В феврале 2010 года, когда Янукович победил, мы свои веселые и креативные акции оставили, вынесли их за скобки. Начали ходить на митинги как на работу. И так продолжалось до Революции достоинства. Посмотрите: налоговый майдан кто-то организовал и двигал, трудовой майдан кто-то готовил и двигал, языковой майдан - тоже. Можно с ума сойти, что мы все пережили. А сколько по Украине такого было. А митинги против министра образования Дмитрия Табачника. Я, например, вылетела с работе из Винницкого педуниверситета имени Коцюбинского из-за антитабачниковских выступлений. В прессе ректор, который был другом Табачника, вычитал, что я имела отношение к этим выступлениям. Закрыли мне контракт. Просто поставили перед фактом, когда я уже не могла подавать документы на продление.

Какое влияние имеет гражданское общество на принятие решений в Украине?

- Сейчас оно имеет большое влияние. Во время Януковича такого не было. Потому что сейчас властные кабинеты возглавляют те же общественные активисты. Половина моих друзей одним махом после Майдана зашла в Верховную Раду. И смеются надо мной, что я этого не сделала.

Я не хочу называть их фамилии, но мне по-дружески некоторые из них говорят, что есть старая гвардия депутатов и есть молодая. Полноценно работать молодым не дают.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эксперт рассказал про изменения в гражданском обществе после революции

Почему мы думаем, что единый социальный лифт, который должен работать в отношении к общественным активистам - это политика? Почему мы даже не представляем, что некоторые из них вполне самодостаточны и умеют выстроить отношения с обществом, донорами, имеют постоянную целевую аудиторию без занятие высоких властных должностей. Я считаю, что такие активисты существуют и должны существовать. А у нас принято как: он в политику не пошел, значит - лузер. Думаю, что это слишком советская точка зрения. Считается, что все крутые - это только те, что в политике. А других сфер деятельности человека вообще не существует. Или она должна быть не замечена. Это неправильный подход. Общественные активисты действительно более благородные и заслуживают больше уважения, чем многие политики. Я, например, в политику принципиально не иду по очень многим причинам. Хотя звали и на должность министра информационной политики, и на должность депутата. Одна из причин, почему я не пойду на этом этапе своей жизни: хочу показать обществу, что могут быть общественные активисты, которые нормально себя чувствуют и без политики.

В Украине еще столько незаполненных мест. Только одному Донбассу сколько нужно активистов. К чему здесь депутатское или министерское кресло - не знаю. Какая разница человеку на Донбассе, ты приехал к ней как министр, или активист. Я открываю любую дверь сама по себе, без того, что меня министр прислал. У нас есть поддержка, конечно, вице-премьера Кириленко, и многих, но я выездила все сама, за деньги своих фейсбучних френдов.

Какие важные решения были приняты под давлением гражданского общества?

- Я говорила бы о новом языковом законе. Его подготовил конкретно юрист Владимир Василенко, работавший в общественном совете Министерства культуры Украины вместе с целой когортой общественных активистов. Надеемся, что под давлением общественности этот закон все-таки примут и он будет работать.

В Литве, Польше сейчас говорят, что в Украине намного активнее гражданское общество, чем у них.

- В Польше, о нас имеют более объективную картину, потому что они сюда могут ездить. А другие страны о нас как не слышали, так и не слышат. Или что-то плохое. Да, у нас, может, активнее гражданское общество, чем в так называемых "успешных" европейских странах. Мы же молодая демократия.

Сейчас вы читаете новость «Люди активизировались, но до США еще далеко - активистка про гражданское общество». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі