воскресенье, 03 сентября 2023 23:10

"F-16 позволят поражать российскую авиацию как на оккупированных территориях, так и в приграничных районах" – Богдан Долинце

Самолеты F-16 смогут дополнить систему противовоздушной обороны, помогая уничтожать дроны и крылатые ракеты. В зависимости от поставляемого вооружения, вероятно, смогут помогать защищать прифронтовые районы от российской авиации. F-16 сможет уничтожать вражескую авиацию в воздухе, в том числе подавлять использование россиянами тех же Ка-52. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал Богдан Долинце, авиационный эксперт, директор Института менеджмента и стратегий.

Соединенные Штаты одобрили отправку истребителей F-16 в Украину из Дании и Нидерландов, как только завершится обучение пилотов. Что нам реально дадут эти самолеты?

В первую очередь, это модификации в виде многоцелевого самолета. Он сможет дополнить систему противовоздушной обороны, помогая уничтожать дроны и крылатые ракеты. Также самолеты, в зависимости от поставляемого вооружения, вероятно, смогут помогать защищать прифронтовые районы от российской авиации. Наличие ракет с дальностью порядка 150 километров поражения и до 200 километров обнаружения позволит отогнать российские самолеты от приграничных территорий. Они периодически терроризируют прифронтовые и приграничные города. Поэтому F-16 и соответствующее вооружение на них позволит поражать российскую авиацию как на оккупированных территориях, так и в приграничных районах.

Эти самолеты могут выполнять задачи как истребители, так и как бомбардировщики. То есть F-16 сможет уничтожать вражескую авиацию в воздухе, очень эффективен против вертолетов. Может подавлять использование россиянами тех же Ка-52. Вторая важная составляющая – поддержка наземных операций. Их можно будет использовать при наступлении или обороне. Сможем уничтожать оборонительные сооружения, командные центры на расстоянии около 80 км от линии фронта.

Автор: Facebook
  Богдан Долинце – авиационный эксперт, член Общественного совета Государственной авиационной службы. Родился в Киеве. Учился в Национальном авиационном университете. Впоследствии – член наблюдательного совета НАУ. Был главой комитета авиационного транспорта Экспертного совета при Мининфраструктуры. Работал в Министерстве экономического развития и торговли. Директор Института менеджмента и стратегии.
Богдан Долинце – авиационный эксперт, член Общественного совета Государственной авиационной службы. Родился в Киеве. Учился в Национальном авиационном университете. Впоследствии – член наблюдательного совета НАУ. Был главой комитета авиационного транспорта Экспертного совета при Мининфраструктуры. Работал в Министерстве экономического развития и торговли. Директор Института менеджмента и стратегии.

Чтобы полностью перейти на западную платформу, необходимо было от 160 до 250 самолетов разных типов

Какое количество самолетов нужно?

Чем больше самолетов можем получить, тем лучше. Но прекрасно понимаем, что есть определенные ограничения. Это, прежде всего, в плане человеческого ресурса – необходимо подготовить на все эти самолеты авиатехников, пилотов, инфраструктуру и возможности для проведения ремонтных, регламентных и технических работ. На первом этапе – получение до 40, возможно, около 50 уже официально подтвердивших самолетов. Вместе с тем, если говорить о полных потребностях – еще до полномасштабной войны Украина планировала перейти на западную платформу к 2035 году. Советские самолеты к тому времени должны быть списаны. А их очень активное использование во время войны значительно ускоряет этот термин. Потому что ресурсы самолетов быстрее вырабатываются. Украине, чтобы полностью перейти на западную платформу, необходимо было от 160 до 250 самолетов разных типов. Речь не только о F-16.

Если говорить об использовании и советской, и западной техники, то речь может идти о порядка 120-150 самолетов. Это условно четыре-пять авиационных бригад. Если говорим о долгосрочных перспективах, то уже 200-250 единиц именно западной платформы. Но это о следующих 10-15 годах.

Иметь 200 самолетов – не значит, что каждый день они все выполняют задачи

Сейчас потребности в количестве самолетов должно измениться?

Если говорим о боевой авиации, во время войны потребности значительно больше, чем можем обеспечить. Вместе с тем, следует понимать, что применение авиации разное. Иметь 200 самолетов – не значит, что каждый день они все выполняют задачи. Как правило, это делают десятки самолетов – 10, 20, 40. За год самолет имеет тысячи вылетов. Но операций как во время Второй мировой войны, когда несколько сотен самолетов одновременно атаковали города и выполняли ковровые бомбардировки, такого сейчас нет. Прежде всего, из-за наличия эффективной системы ПВО. Которая эти самолеты уничтожает еще на подлетах. Использование авиации сейчас тактическое – во время конкретных операций для поддержки наземных сил. А большое количество одновременно применяемых самолетов при современных условиях войны может быть потеряно. И это как со стороны нашей, так и противника.

Конечно, потребности наши сейчас могут быть еще больше. Потому что Россия из 2,5 тысячи самолетов, которые у них были в разном состоянии, расконсервировала от 900 до 1,2 тысячи. Но применение их, как правило, не больше сотни в разных операциях. Несколько сот бортов вместе с экипажами были уничтожены силами ПВО и нашей авиацией.

Можем хотеть иметь 500 или тысячу единиц, но физически у нас нет ни инфраструктуры, ни средств, чтобы эти самолеты хранить

Большое количество самолетов у нас требует больших затрат на обслуживание. Можем хотеть иметь 500 или тысячу единиц, но физически у нас нет ни инфраструктуры, ни средств, чтобы эти самолеты хранить, обслуживать, заправлять, закупать вооружение. Нет такого количества ракет и бомб, советские к ним не подходят. Западные партнерам на сегодняшний день такое количество вооружения не поставляют.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Рашисты пытаются совершенствовать приемы" - подробности ракетной атаки

Как эти самолеты будут работать вместе с советскими? Не возникнет ли проблем с взаимодействием?

Проблем не должно возникнуть. Потому что видим, что многие страны так называемого Варшавского договора, которые имели на вооружении советские – МиГи, Сушки, – продолжают иметь у себя как западное вооружение – F-15, F-35, так и советские машины, например, МиГ-29 или Су-22. Технологии и процедуры, каким образом можно использовать обе платформы уже есть и ничего придумывать не нужно.

Вторая важная составляющая – что аналогичная ситуация была с системами ПВО. И достаточно быстро наши силы интегрировали в единую систему – и западные, и советские.

Сейчас россияне стали более ограниченными

Есть мнение, что летчиков в России, несмотря на потери, найдут, а проблема у них с самолетами – которые не проходят проверки, стареют. Действительно ли это так?

Здесь есть две составляющие. Некоторые из их самолетов проходили модернизации. Это Су-31, Су-35. Они достаточно глубоко модернизированные советские машины. Там использовали западные технологии. Доступ к ним несколько ограничен и это усложняет возможность поддержания необходимого состояния, летной пригодности. Вторая составляющая – такой огромный парк воздушных судов был создан еще во времена Советского союза. Когда фактически по всему СССР были разбросаны предприятия, создававшие запчасти и весь этот парк поддерживался. В настоящее время россияне стали более ограниченными. Потому и состояние техники ухудшалось. Вместе с тем нельзя сказать, что она абсолютно не может эксплуатироваться. Россияне продолжают выполнять полеты. Конечно, периодически возникают сложности с поддержкой и пригодностью. Но при этом они не столь критичны, чтобы эти самолеты перестали летать.

Цикл производства самолета составляет от трех до пяти лет. Такая же ситуация с российской авиацией. Их заводы занимаются восстановлением или модернизацией советской техники. А производство новых самолетов достаточно ограничено.

Если говорить о пилотах – с ними в России несколько проще. Большинство гражданских пилотов были военными. Ведь обучение и допуск, чтобы сесть за штурвал гражданского самолета – достаточно сложная и дорогостоящая штука. Поэтому многие россияне шли в военную авиацию сначала. А потом увольнялись. Поэтому ресурс, чтобы снимать гражданских пилотов и пересаживать на военные, достаточно велик. Сегодня Россия эксплуатирует 700-800 только западных воздушных судов. На каждое нужно четыре-пять экипажей. Поэтому речь идет о пяти-семи тысячах пилотов, из которых до половины, скорее всего, либо были военными или их можно быстро переучить.

На момент 2015-2018-х годов речь шла о выпуске от двух до десяти самолетов новых модификаций

Сколько самолетов россияне могут произвести в год?

В период с 2018, 2019 они вообще перестали публиковать информацию об этом. Но на момент 2015-2018-х годов речь шла о выпуске от двух до десяти самолетов новых модификаций и возможности модернизации от десяти до 40 старых. Тогда не было столь серьезных санкций. Могут ли они на сегодня производить с такой же интенсивностью технику – очень большие сомнения.

Автор: Facebook
  Богдан Долинце: "Иметь 200 самолетов – не значит, что каждый день они все выполняют задачи. Как правило, это делают десятки самолетов – 10, 20, 40"
Богдан Долинце: "Иметь 200 самолетов – не значит, что каждый день они все выполняют задачи. Как правило, это делают десятки самолетов – 10, 20, 40"

Эксперты говорят, что, несмотря на передачу самолетов, нужно наращивать систему ПВО тоже. Что нам для этого нужно? Какие города или территории сейчас нужно наиболее прикрыть?

Наземные стационарные или мобильные комплексы, как правило, являются объектовыми системами. Несколько систем средней и большой дальности – Patriot и NASAMS – покрывают критические объекты и крупные города. Другая часть воздушного пространства позволяет отслеживать неприятельские цели, но не всегда их можно уничтожать. Поэтому важным и станет поставка F-16, которая может дополнить систему ПВО. И быстро уничтожать цели, не покрытые стационарными системами.

Нам нужно прикрывать те места, где будут располагаться F-16

Если говорить о потребностях снабжения, то нам действительно нужно насыщаться дополнительными системами. Потому что основными до сих пор остаются советские комплексы. С-300, способные поражать воздушные цели до 100 и более километров. Но их количество недостаточно, чтобы прикрывать все ключевые объекты. Еще один момент – нам нужно прикрывать те места, где будут размещаться F-16.

Эксперты отмечают, что на холода снова могут готовить обстрелы энергетической инфраструктуры. Реально ли это? Или мы как страна подготовились к такому варианту?

Риск всегда сохраняется. У россиян есть средства поражения, которые способны поражать цели на всей территории Украины. Любую точку можно стать целью врага. Он не станет использовать дорогостоящие ракеты, чтобы бомбить поля или отдельные энергетические вышки. Но есть определенные объекты, как котельные, теплогенерация, электрогенерация, военная инфраструктура. Все это может быть целью неприятеля.

За полгода количество тех же "Кинжалов" удвоилось

Сложно сказать, будут ли в этом году больше уделять внимание именно энерго- и теплогенерации. Но то количество ракет, которое Россия накопила, остается высоким. За полгода количество тех же "Кинжалов" удвоилось. Так же по некоторых других видах вооружения – средств поражения большой дальности у россиян еще много. Но они тоже боятся опускаться ниже критического уровня, потому что есть другие угрозы. Тот же Китай, к примеру.

Сейчас вы читаете новость «"F-16 позволят поражать российскую авиацию как на оккупированных территориях, так и в приграничных районах" – Богдан Долинце». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі