среда, 04 июня 2014 15:02

Сергей Параджанов хотел привезти из Гуцульщини невесту

"Этот фильм - поэтическая драма о большой любви Ивана и Марички. Фильм вводит нас в мир народных переводов, обычаев и быта старых Карпат", - такими титрами начинается кинолента "Тени забытых предков".

Автор: ukrkino.com.ua
 
 

Историю гуцулов Ивана Палийчука и Марички Гутенюк записал Михаил Коцюбинский летом в 1910 году во время отдыха в селе Криворовня - теперь Верховинский район Ивано-Франковской области. В сентябре 1964-го должны были отмечать 100-летие от дня рождения писателя.

На киевской киностудии им. Александра Довженко решили к этой дате снять фильм за его повестью. Работу поручили армянину по происхождению Сергею Параджанову, который на то время уже был режиссером восьми лент. За натуру избрали село, в котором происходили описанные события, и его околицы.

- Когда группа приехала, всех позвали в дом культуры рассказать о фильме, - вспоминает Василий Коржук, 74 года. Тогда он работал киноинженером в Верховине. - Они снимут пару частей, и потом садяться в зале в клубе и пересматривают - что выбросить, что еще доснять надо. Заседала комиссия - Параджанов, режиссеры, операторы, все. Параджанов такой дядя, что кричит сильно. Как он сказал, так должно быть настояно на его.

Ивана сыграл второкурсник Киевского института театрального искусства им. Ивана Карпенка-Карого Иван Миколайчук, родом из Водовороты на Черновеччины. Это была его первая роль в кино. На роль Марички пригласили Ларису Кадочникову из Москвы. Палагну, на которой Иван вступает в брак после смерти Марички, сыграла Тамара Бестаева, также москвичка. Ее любовника-мольфара - грузин Спартак Багашвили. Большинство эпизодических ролей исполнили жители Криворовни, Верховины и соседних сел - около 40 человек.

61-летняя Мария Потяк вспоминает, что за роль в фильме ей заплатили 13 рублей - средняя зарплата в СССР тогда была 87 рублей. Деньги послали по почте. По сюжету, когда Иван идет свататься к Палагне, девочка высматривает его из крыши дома, чтобы известить соседей, когда он вернется.

Сергей Параджанов свои первые впечатления от Гуцульщини описал в статье "Вечное движение", которую в 1966 году напечатал московский журнал "Искусство кино":

"Когда я приехал на место и огляделся, меня совсем не охватило очарование. Скорее, напротив. Первое, что попалось на глаза, относилось к самой обыденной современности. Я увидел европейскую обувь, асфальт, велосипеды, высоковольтные вышки. Скалы, где бились Гутенюки с Палийчуками, уже нет - ее взорвали, когда прокладывали дорогу. Признаться, меня огорчило это странное сочетание древнего и молодого. Гудение проводов и тягучая скорбь трембиты. Золотые часы, потеснившие рукав с домотканой вышивкой. Одно окно моего номера выходило на Черемош, быстрый, извилистый, другое - на асфальтовый двор, по которому однажды прошла на базар старуха с коровой, а после вернулась одна, позвякивая осиротевшим колокольчиком. Судьба сжалилась надо мной. Меня выселили из гостиницы в обычную хату, и с этой минуты я начал по-настоящему постигать уклад той жизни, о которой хотел рассказать".

Параджанов был женат, имел 7-летнего сына Сурена. Но жил отдельно от семьи. В Верховине присмотрел себе работницу Сбербанка Анну Чебанюк.

- Одним прекрасным днем шла из работы в город что-то купить, - вспоминает 68-летняя Анна. - Вижу, что мужчина следует за мной. В магазине спрашивает меня: "Вы бы не хотели сниматься в фильме"? Я засмеялась, а себе думаю: "Та вас же артистов очень много понаехало". Говорю: "Я имею свою работу, нас никто не пустит". Параджанов, а то был он, говорит: "Не переживайте, мы из владов договорились. Какие претензии будут - мы будем идти просить, чтобы отпустили". У нас был гуцульский ансамбль, человек 50, я в нем танцевала. То наш ансамбль попадал в массовки. Первая съемка - танцы круг церкви, когда Маричка иИванко знакомляться. Очень было интересно. Фильм цветной, это надо было грим накладывать. Мы этого не видели никогда. Нас зачёсуют, убирают. Вторая съемка - Святой Вечер, и мы идем колядовать. То тоже в зиме съемки. Третья съемка у меня была, когда меня пригласили на эпизод сыграть гуцульскую княгиню, когда Маричка уже топилась, из Палагной у Ивана уже тоже не вышла жизнь, и здесь идет свадьба. Меня одели в гуцульскую одежду, молодую в действительности у нас так одевают.

Параджанов трижды засылал к Анне старостов. Главным был Петр Сорюк. Но женщина отказала.

Больше информации о статье читайте в свежем номере журнала "Страна" от 5 июня 2014 года.

Сейчас вы читаете новость «Сергей Параджанов хотел привезти из Гуцульщини невесту». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі