О том, почему Польша так болезненно воспринимает события на Волыни в 1943 году для Gazeta.ua рассказал львовский историк Андрей Козицкий.
"Геноцидом, конечно же, события на Волыни ни были, - убеждает ученый. - Я хотел бы привлечь внимание, в определенным символическим значениям. Польша имеет очень давнюю традицию наблюдения и ощущения истории, как очень мрачной полосы мученичества. Среди поляков существует убеждение, что Польша была несправедливо брошена союзниками, Польша всегда должна драться против превосходящих сил противника, поляки погибали благородно, но бесцельно. Это породило символ, о котором еще писал Мицкевич, что Польшу прозвали Иисусом среди народов, - то есть страна, которая страдает за все соседние народы. В этом контексте Волынь для поляков является одним из узелков в этой длинной цепочке страдания поляков. И символическое значение Волыни усугубляется тем, что поляки как раз на Волыни никак не ожидали вероятности того, что там случилось в 1943 году".
На Волыни в межвоенный период действовало украинское подполье, но оно не было столь радикальное, как в Галичине.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Поляки не снимут своих обвинений с ОУН-УПА
"В Галиции были покушения на польских политиков, мощные кампании? направленные на борьбу с польским образованием и монополиями, - пояснил Козицкий. - Волынь выглядела умиротворенной территорией. Тогда даже существовало понятие Сокальской границы, - то есть не стоит за Сокаль пропускать из Галичины на север радикальные националистические взгляды. Тогда был стереотип о волынянах, как хорошего украинца, добродушного дядьку, не интересующегося политикой, от которого нечего ждать беды".
Из-за таких стереотипов поляки считали, что на Волыни они будут жить долго и спокойно.
"И именно на такой миролюбивой Волыни, которую воспели многие польские писатели и поэты, произошел невероятный взрыв национальной энергии, который вылился в борьбу за независимость своего государства - кровопролитную войну, - говорит историк. - Для поляков это играет роль, в определенной степени, неожиданного удара, который я сравнил с немецкой легендой удара в спину в конце Первой мировой войны. Немецкие военные после проигрыша войны распространяли легенду, что проиграли из-за предателей в тылу. Мол войска справились и стояли на французской территории, когда вынуждены были капитулировать, потому что тыл был гнилой".
Поляки из-за событий во Второй мировой войне считают себя обманутыми.
"С точки зрения поляков, Польша - это мощная страна. Имевшая крепких союзников - Францию, Великобританию, имевшая армию и флот, который был игроком мировой политики, - объяснил историк. - И вдруг она испытывает удар не только со стороны национал-социалистической Германии или ее союзников, а также людей, от которых этого не ожидали. Это, простите за сравнение, будто рыцарь долго готовился к поединку, точил меч и полировал доспехи. А при выезде на ринг споткнулся, упал с лошади и какой-то пастух дал ему молотом по затылку. Для поляков то, что произошло на Волыни - это события вопреки всей логике. Отсюда и такие иррациональные объяснения того, что произошло на Волыни, обвинения в геноциде, тезисы о почти метафизическом зле, охватившем тех добродушных украинцев, которые начали мучить поляков".
Комментарии
21