понедельник, 11 ноября 2013 17:08

"Не умирать за империалистические планы Гитлера", а с оружием в руках переходить на сторону УПА

"Не умирать за империалистические планы Гитлера", а с оружием в руках переходить на сторону УПА

Украинская повстанческая армия вела борьбу с большевиwким и нацистским режимом не только военным сопротивлением, но и методом прoпаганды. Об одноv из таких аспектов, а именно пропаганде УПА среди грузинских легионеров, пишет "Украинский Кавказ".

Уже с лета 1943 г. руководство УПА-ОУН проводило пропагандистские акции, направленные на бойцов национальных легионов германской армии.На территории Полтавской области функционировал центр формирования восточных легионов, полевые батальоны которого после отступления вермахта с Северного Кавказа в большинстве своем были дислоцированы либо в Крыму, либо на территории центральной Украины.

При этом интересно отметить, что первый призыв к "батальонцам", Главная Команда УПА сделала в июне 1943 г. в виде листовок и статей в подпольной украинской прессе (на русском языке), обращенных к грузинским легионерам. Впоследствии все призывы к грузинам печатались на грузинском языке в подпольных типографиях Одессы, имевших соответствующий шрифт. Учитывая тот факт, что в данный период на территории Украины, как уже отмечалось, находились: грузинский батальон II/198 и, кроме того, целый ряд более мелких вышеупомянутых подразделений, входивших в состав германских войск, ведущих боевые действия в районе Курска – Белгорода, а затем, – с осени 1943 г. участвующих в отступлении германских войск к Днепру, – становиться ясным, что пропагандистская акция украинских повстанцев была направлена на эти формирования.

В частности, листовки, обращенные к грузинским легионерам и бойцам других восточных формирований вермахта, как подчеркивает исследователь истории УПА С.Ткаченко, "содержали обращение к героическому прошлому этих народов, призывали к борьбе против московского империализма и объясняли, что немецкий империализм тоже не принесет освобождения. Поэтому УПА советовала "не умирать за империалистические планы Гитлера", а с оружием в руках переходить на сторону УПА и заодно нацеливала на совместную борьбу против сталинизма, ставя его в один ряд с фашизмом.

Следует подчеркнуть, что пропагандистские акции УПА увенчались успехом и грузинские легионеры, наряду с представителями других народов советской империи в большом количестве пополняли ряды УПА. При этом, судя по имеющимся материалам, можно выделить несколько этапов перехода военнослужащих Грузинского легиона на сторону повстанцев: первый этап, – летом 1943 г., когда на сторону УПА перешли первые бойцы Грузинского и других легионов. Судя по всему, их количество было сравнительно небольшим, поскольку первоначально военное руководство УПА вследствие недостатка личного состава создало из бывших кавказских легионеров национальный отдел на уровне куреня (батальона). Данный курень состоял из объединенных по региональному признаку грузин, армян и черкесов (возможно, под последними украинские источники имеют в виду всех северокавказцев). Тем не менее, по данным С.Ткаченко: "уже в июле 1943 г. отдел, состоящий из грузин, армян и черкесов, – входил в загон (полк, – Г.М.) Крука на Кременеччине, отличился в бою с партизанами из соединения Михайлова в Сурозских лесах, возле села Теремное".

Второй этап перехода грузинских легионеров в ряды УПА имел место осенью и зимой 1943 г., когда в результате провала наступления вермахта под Курском-Белгородом, германские войска окончательно потеряли стратегическую инициативу на германо-советском фронте. Учитывая, что основная масса переходов легионеров на сторону УПА наблюдается именно в период ноября-декабря 1943 г., нельзя не прийти к выводу, что данное событие совпадает по времени с переброской грузинского батальона II/198 и других более мелких грузинских подразделений в Западную Европу. При этом прямые сведения по данному вопросу содержатся в отчете командира II/198-го батальона, капитана фон Мюллера, который, отмечая имеющие место случаи дезертирства отдельных легионеров, в определенной степени считает их простительными из-за ухудшающегося осенью 1943 г. положения германских войск на восточном фронте. Таким образом, можно предположить, что основная масса переходов военнослужащих II/198-го батальона и других грузинских рот имела место во время их переброски на Запад через территорию Западной Украины.

То, что данный этап являлся самым массовым, свидетельствует тот факт, что, по словам украинского исследователя: " с осени 1943 г. в связи с непрерывным увеличением количества перебежчиков из них стали формировать новые части. Причем, эти национальные части все чаще выступали под собственными национальными знаменами, получали командиров и политвоспитателей своей национальности. Смешанные в национальном отношении отделы стали распадаться, вместо них создавались однородные по этническому составу части". Хотя, в данном исследовании не указывается конкретное количество перешедших на сторону УПА грузин, можно предположить, что уже к декабрю 1943 г. грузинский национальный отдел был организован на уровне куреня (батальона). Данный вывод, на наш взгляд, подтверждает тот факт, что на проведенной 21 – 22 ноября 1943 г. первой конференции угнетенных народов Восточной Европы и Азии, состоявшейся на территории занятой повстанческой армией, грузинская делегация в количестве шести человек наряду с азербайджанской была самой многочисленной. При этом известно, что к этому времени азербайджанский национальный отдел был представлен куренем (батальоном).

Незадолго до вступления красной армии на территорию Западной Украины в УПА насчитывалось 15 национальных отделов различной численности – от сотни до куреня.

Сейчас вы читаете новость «"Не умирать за империалистические планы Гитлера", а с оружием в руках переходить на сторону УПА». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

58

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі