Историк и журналист Данила Яневский рассказывает о своей книге "Проект "Украина", а точнее об отсутствии одного единственного видения Украины и как следствие - существование поразительных региональных различий в современной Украине.
Свою книгу вы назвали "Проект" Украина ". Что это за проект?
- Когда я начинал писать, это было для меня понятно. Потом, когда я первые страницы написал, меня осенило, что другим не будет ясно. Поэтому я специально написал исторический курс для студентов УКУ, который называется "Украина: генезис дискретной реальности".
Украина - это лишь слово. За ним стоит земля, тысячу лет и люди. И эти люди на этой земле развивались каждый в своей отдельной реальности. И этих реальностей было на сегодня, как утверждает академическая наука, около 60. И маркером до второй половины 19 века был отнюдь не язык, а принадлежность к хозяину. Отсюда вывод - они никогда не называли себя украинцами, этот термин появился как раз во второй половине 19 века.
Ранее жителей этой территории называли русинами, и они были ими до того, как это слово заменили на "украинцы". В диаспоре петлюровцы и гетманцы также воевали "за Украину". Но они пришли в другую политическую реальность - украинские общины в эмиграции называли себя "русскими". И встретились украинцыо разных поколений, называвшие себя по разному. Вы русины, а мы кто - возник вопрос. Благодаря греко-католическому священству началась пиар-кампания - писаться в переписях украинцами. Так оно вошло в оборот.
В СССР же в названии звучало "Украинская Советская". А педалировалось название "украинец" еще от Котляревского интеллектуальной верхушкой, которая почти вся сидела в масонских ложах.
Чем была новая Украина для масонов?
- Для них Украина была Атлантидой. Шевченко это выразил одной фразой: "Чы дождемось мы Вашингтона з новым и праведным законом?". Америка была образцом против старого неправильного закона. Далее за интеллектуальной игрой оно стало политической реальностью. А уже большевики, соревновавшиеся с украинцами за территорию, просто подняли это слово.
Можно ли сказать, что такой Атлантидой была и Германия для немецких масонов?
- Я об этом читал немного, точно сказать не могу. На ходу скажу так: все данные говорят о том, что существовал первоисточник, с которого все началось - с масонской ложи "Ле Нев Серв" в Париже ("Девять сестер"). В этой ложе были два человека, сформулировавшие принципиальные политические и ментальные новации, как Пифагор и Архимед для своего времени. Это Бенджамин Франклин и Жан Жак Руссо. Из Франции это перешло в Америку через Франклина и Лафайета. В Украине эта линия из Польши, куда также пришла из Франции.
А немецкая линия абсолютно отдельна. Шведская также отдельная, к ней в частности принадлежал Кутузов. Суворов предположительно был в шотландском "послушании". А основатели Одессы Ланжерон, де Рибас и Ришелье - это французская традиция. Если посмотреть на план Одессы, то увидим, что он ничем не отличается от плана Вашингтона: большой треугольник, а от него все параллельно и перпендикулярно. А на Вершине треугольника - Успенский кафедральный собор. План Херсона такой же.
Вряд ли одесская модель является проектом "Украина" и вряд ли Ланжерон и компания думали создать отдельное общество...
- Именно так они и думали. До сегодняшнего дня Одесса является отдельной цивилизацией в Украине. Такая же отдельная, как Львов, Черновцы или Киев.
Если мы уже упомянули все эти города, должны остановиться на межвоенном периоде. Так случилось, что Украина находилась в составе различных государств...
- Украина не было.
Вот, именно, современной Украины, какой мы ее знаем сейчас, не было. Насколько такое разделение является перспективным? Возможно, нам следовало бы оставаться там, где мы были?
- В составе Венгрии был лишь маленький анклав и он до сих пор сохраняет свою идентичность. Если говорить о Габсбургах, то вся их имперская идеология описывается двумя словами: "Мы едины в нашем разнообразии". Единство и разнообразие обеспечивали животворность империи. Она упала не потому, что сгнила, а из-за Первой мировой войны. Габсбурги дали украинцам все, другой вопрос почему они это дали.
Когда в 1918 году возникла Польская Республика, украинцы были ее составной частью и пользовались юридически всеми правами. Действовало УНДО, Василий Мудрый был вице-маршалом сейма, они учились. В 1939-м тот же Мудрый от имени украинцев заявил, что они лояльны к польскому государству и проливали кровь за польское государство. Сегодня же определенные политические силы выдвинули на первый план украино-польский конфликт в межвоенной Польше. Это ложь. Главный конфликт шел между двумя противодействующими польскими лагерями. Второй - уже внешнеполитический, сложные польско-немецкие отношения, следствием которого стала польско-германская война 1939, в которой украинцы воевали в польской армии против Германии. Третий уровень конфликта - это польско-немецкий. И только четвертым по значению было польско-украинское противостояние в Восточной Галиции.
Знаменитый историк Виталий Калаунський показал, что абсолютно вся инфраструктура, созданная за время русской оккупации, то есть после 1772-го и до начала 20 века, была разработана масонами - "вольными каменщиками". Высшей точкой были гетман Скоропадский и Николай Василенко. Причем Василенко больше, потому что Скоропадский мало знал об академической науке. А на территории современной Галичины - вся была создана греко-католической церковью. Здесь высшей точкой был митрополит Шептицкий.
Мало кто сегодня понимает, что мы догрызаем наследство, оставленное Василенко - Академия наук, система высшего образования, защита диссертаций на украинском языке - это его произведения, на которые большевики наложили свое. Порезали все, что оставалось живое, сделали всех тычинами и драчами. Иными словами, большевики кастрировали фундаментальную дебютную идею Василенко. А Василенко был масоном.
Петлюра также был масоном.
- Более того, он был великим магистром большой ложи Украины. И они со Скоропадским входили в одну ложу. Как так может быть? Потому что масонство - это лишь морально-этическое движение. Брейвик, расстрелявший стольких людей также масон. Джон Гейтси - один из самых кровавых серийных убийц - также масон.
Можно ли говорить, что проект "Украина" был инспирирован масонами?
- Нет, потому что каждый имел свое видение. Видение Шевченко, который не был масоном, но стал символом - это одно, Приднепровье. Видение Котляревского - другое. Франко, который также был масоном, имел третье. Видение Скоропадского - четвертое. Петрушевича - пятое. Петлюры - шестое. Шептицкого, к масонам не принадлежащего, - седьмое... Каждый имел свое видение Украины, но никто не знал что это такое.
Другой вопрос как это вписывается в европейский контекст. Сегодня часто пишут, что в 12 века на киевских холмах уже была Украина. Я задаю простой вопрос: у нас европейские корни, а когда возникли, к примеру, немцы? Бисмарк. Италия? Кавур. Там и сегодня сохраняется разделение и пестрота.
То есть мысль о "древности" Украины сегодня является популярной потому, что нашу ситуацию не вписывают в европейский контекст?
- Да. Если мы признаем, что мы разные, буковинцы не являются галичанами, галичане не являются волынянами, волыняне не является полтавчанами, полтавчане не являются гуцулами, евреи не являются болгарами. Я спрашиваю это плохо или хорошо? Хорошо. Разнообразие - вот что прекрасно. Какое может быть общее основание? Но это очень просто: каждый имеет право быть тем, кем он хочет, и задача государства обеспечить это. Пункт 2: для того, чтобы мы друг друга не порезали, должен быть независимый суд, а потом должна быть понятная для всех одна терминология, написанная на украинском языке. Государственным языком является украинский, точка. А все остальное - и ради Бога. Хотите идти к православным? Идите. Хотите в синагоги? Идите. И так далее.
Здесь, в Киеве, в 18 веке до польского восстания 1830-го в сознании людей практически не было раздела между католиками и православными. То есть совершенно свободно пошли бы и в кирху, и в костел или церковь. И что в этом плохого? Ничего.
Признать это означает отречься от устройства унитарности государства, того, что называется редистрибутивная экономика, когда все сливается вверх, там крадется, а вам шиш с маком. При другом устройстве также будут воровать, но внизу, а не вверхе. И тогда люди будут думать не об общенациональных выборах, а о своих сельских дорогах, и платить налоги в свою деревню. И кукиш с маком они кому-то не отдадут, потому что это же украинцы - они за свои свеклу зарежут.
Но ведь человеку свойственно иметь линейную перспективу. Ребенок в школе думает, что была трипольская цивилизация, потом пришли индоевропейцы, затем Киевская Русь, затем Литовское государство и так далее. Насколько такое линейную перспективу следует хранить?
- Ее нет. Существует дискретная реальность - каждый шел своим путем. С начала 14 века мы были в федерации с Литвой, а с Люблинской унии - мы двуединое государство трех народов. И правда, что в Киеве проходит видимая граница между двумя мирами. С европейской стороны действует система права , происходящая от шумеров, которая через Римскую империю, а затем Византию через Владимира Святого пришла сюда. Это западноевропейская магдебургская и саксонская, плюс свое местное обычное право. К тому же было местное писаное право - Волынь жила по коронному праву, а Галичина - по Литовскому уставу. Каждое сословие имело свой суд. Евреи также имели собственный суд. К слову, Речь Посполитая - единственное государство, где еврейский вопрос благодаря этому был решен.
Написанное право, что можно, а что нельзя, обеспечивало жизнедеятельность государства и его смерть в конце концов. Потому что пришел "большой человек с дубиной" и все поменял.
Какой проект имеем сегодня?
- Все понятно - чтобы "все было Донецк", по их понятиям. То есть по понятиям людей, всю жизнь получавших средства к существованию под землей. Что могут сделать те, кто работают под землей, мы видим результаты. А те, что "садок вишневый коло хаты", мы уже видели. Оба нас не устраивают, потому что ни те, ни другие не имеют проекта.
А в 1991 году он был?
- Не было, я это могу сказать уверенно. Я тогда был в Верховной Раде и видел воочию как принимались решения.
Те старые проекты как-то можно сегодня применить?
- Не думаю. За период 1917-1921 годов на территории Украины предложили по разным подсчетам 24-27 политических систем. И ни одна не утвердилась, кроме большевистской. Предложено около 60 конституционных проектов, среди которых снова ни один не прижился, кроме большевистского. И понятно почему - потому что народ сделали соучастником преступления. И это один из самых масштабных преступлений в истории человечества.
То, что происходило здесь в 1917-20 годы, было не национально-освободительной борьбой, а черным переделом и уничтожением цивилизации в том виде, в котором она тысячу лет существовала. Здесь перестало действовать любое право, кроме винтовки. Когда в 1920-в окончательно пришли большевики, в Киеве не было очкариком, в шляпах, врачей, инженеров, художников, музыкантов, учителей, профессоров, офицеров. Был тотальный бандитизм. Большевики, в первую очередь, начали преступников стрелять, восстановили водопровод. И люди сказали: "Слава тебе Господи! Наконец-то можно выйти на улицы!".
Но если взять 1920-1930-е годы, против большевиков в селах было много восстаний.
- Да, режим сопротивления существовал вплоть до 1970-е. Это объясняет почему в один день все проголосовали против Советского Союза. Историк Людмила Гриневич ввела термин "нелояльность украинцев" - это шизофрения. С одной стороны, украинцы всегда занимали высшие ступени. У Брежнева в паспорте было написано "украинец". В советской армии "хохла" представить было трудно без лычки. А с другой стороны - это массовая нелояльность людей к советской власти. И как только появилась возможность черт знает куда подвинуться, только бы от этого подальше, где-то 94% "за". Абсолютная шизофрения - мы управляем империей, но совсем к ней нелояльные.
Корни этого идут от революции. Фильм "Рожденная революцией" - это святая правда, хотя и часть. И это преступление народ еще не осознан. Если немцы нашли в себе мужество взять на себя ответственность за прошлые преступления, то наше "быдло" украинское хочет жить так, как живет в так называемом обществе тотальной справедливости, работать так, как мы работаем, давать взятки и при этом удивляться, что у нас срань на улицах.
А в нынешней ситуации разве этого нельзя достичь? Неужели Украина непременно должна распасться?
- Нельзя. 1996 я впервые приехал в греко-католический монастырь в Уневе. В советское время там сделали психиатрическую больницу. Затем вернулся 5-6 монахам из тех, что остались. Главный замок, куколка, но дальше - тотальная разруха. А позади нее выбрасывали навоз. Там Климентий Шептицкий был архимандритом. Когда пришла коммуна в 1945 году, там поставили памятник Ленину. На гнойнике! Эти монахи умирали со смеху. Нельзя ничего построить на гнойнике. Украинское государство сегодня - это сгнившая советская УССР, на которую навесили желто-синие флаги и трезубцы. С этим государством ничего сделать нельзя. Его невозможно модернизировать, усовершенствовать, ничего. Его надо убрать. И поставить закон. Но даже это невозможно, потому что у нас все советские юристы. Они не знают, что такое право.
И у наших соседей так было - в Польше, Румынии, Болгарии.
- Там другая традиция. Лишь 40 лет была коммуна. Не всех вырезали. Остались люди, которые помнили старые порядки. А здесь их не осталось. Восточных прямо под гребенку. А западники уехали в Канаду, Америку, Австралию. И процветают там. В 1995 году я впервые приехал в Италию. Там была одна-единственная греко-католическая община в Риме. Может, 600-700 человек. Сегодня полмиллиона украинцев там живет. Шесть-семь миллионов активного населения просто оставило Украину. Кравчук сделал одну основополагающую ошибку. Мы тогда просили автоматом предоставить гражданство всем родившимся в Украине и всем их потомкам до четвертого колена. Хотят - примут, нет - так нет. Ибо профессионалам моего возраста в Украине нечего делать. Они за рубежом летают на пробы бандуристов, сбиваются в коллективы. Потому что некуда податься.
А если бы кто-то из таких эмигрантов стал президентом - тот же Яцык или Футей?
- Это было невозможно. Никто бы этого в Украине не допустил. У нас народ не пережил катарсис и не сказал, что коммунисты - это гнусно. На 9 мая вновь пойдут цветы класть Ленину. Но посмотрите фильмы Игоря Кобрина, который, слава Богу, показывают на телеканале "Украина". Начинать надо с 1941 года. Понять правду, - она ??неприятна. А народ этого не хочет.
Комментарии
93