четверг, 24 мая 2007 19:21

В пятницу перед Троицей справляют "Діди"

Автор: фото: Елена ЧЕБАНЮК
  Полина Сидоренко, Екатерина Синяченко, Мария Сидоренко и Мария Улянок из села Речица Чернобыльского района, переселенные в село Гавронщина Макаровского района Киевщины, плетут венки, в которых будут провожать русалок на кладбище. 2002 год
Полина Сидоренко, Екатерина Синяченко, Мария Сидоренко и Мария Улянок из села Речица Чернобыльского района, переселенные в село Гавронщина Макаровского района Киевщины, плетут венки, в которых будут провожать русалок на кладбище. 2002 год

Христианский праздник Троица приходится на 50-й день после Пасхи. А в дохристианские времена в эту пору отмечали окончание весны и начало лета, чествовали предков. В эти дни господствовал культ зелени.

Да еще и сегодня на Полесье — в северных районах Волынской, Ровенской, Житомирской, Киевской и Черниговской областей — в пятницу перед Троицей справляют Діди — торжественные трапезы в честь умерших. Эти обычаи особенно были в чести на севере Киевщины вплоть до чернобыльской катастрофы 1986 года. Переселенцы оттуда кое-где и до сих пор их придерживаются.

"Д ідами" называют как умерших предков, так и дни их поминовения. На протяжении года их бывает несколько. Приходятся они на время, когда сменяются времена года, заканчивается старый и начинается новый год. Считалось, что тогда граница между миром живых и миром мертвых исчезает, и души умерших приходят к своим родственникам. Их нужно почтить, угостить и проводить назад в их мир.

На протяжении пятницы стараются придерживаться строгого поста. На Діди готовят три, семь, или девять кушаний. На стол обязательно ставят поминальное кушанье — канун, или коливо. Готовят его из вареных целых пшеничных, ржаных или ячменных зерен и заправляют разведенным медом — ситой. Также на ужин подают рыбу, вареники, овсяный кисель и постный борщ с грибами. От всех кушаний непременно должен подниматься пар.

— Дієди пітаютса начіє тією парою, — объясняет Варвара Мельниченко, которая родилась в 1916 году в селе Денисовичи Полесского района Киевщины. — У дверях миску ставім, утиральника (полотенце. — "ГПУ") вієшаєм, шоб Дієди вміваліса з дарогі, з далієкого свієту. Застеляєм стола обрусом, викладаєм ложкі, а вієдьолкі й ножі, упасі Бог, на стуол ніє кладьом.

Обычаи эти очень старые и корнями своими уходят в те времена, когда все металлические предметы наделялись магической способностью отпугивать потусторонние существа, а потому могли помешать предкам посетить родных в этот вечер.

С заходом солнца семья садится за стол. Посередине зажигают поминальную свечу. После общей молитвы за души умерших родственников и знакомых хозяйка берет в руки тарелку. Кладет в нее по ложке от всех кушаний, отворяет двери и на пороге дома трижды приглашает:

Зиелень троєшна от богаческого хвароб очень памошна

— Діди-Діди! І свої, і чужі, і знані, і незнані, ходіть до мене на вечерю!

Еще и сегодня от полещуков можно услышать: если Дідов не пригласить на праздничный ужин, то они сетуют, что родные их забыли и не вспоминают. Верят, что оскорбленные предки могут даже отомстить.

— І вани (діди. — "ГПУ") ходють самі, — уверяет Анастасия Степанчук, родившаяся в 1924 году в селе Луговин Полесского района. — А як не запросюю, то сердятьса, ув акно стукають, шкоду можуть зрабіть.

Поминальный ужин обычно проходит в молчании. Только время от времени вспоминают о добрых поступках умерших родственников и знакомых. Начинают его с кануна. Каждый должен съесть по три ложки. Затем приступают к другим кушаньям. Из мисок до конца не выедают и посуду не моют, а оставляют на ночь на столе. Горшок с водой и тарелку с ужином для предков ставят на окне.

Увидеть умерших родственников в такой вечер могут только невинные дети. Хоть в селе Тхорин Овручского района Житомирской области пожилые люди заверяют, что видели целую процессию покойников, которые с горящими свечами шествовали с кладбища к своему селу на Діди.

В субботу перед Троицей приносят из леса клечання — ветки березы, клена или липы. Ими украшают ворота, окна и двери домов, а ветками зеленой осины — дверные косяки хлевов и сараев. Пол в доме устилают аи ром, чабрецом, любистком, мятой или полынью. Зелень кладут также за иконы. Клечання когда-то должно было отпугивать злые силы от двора и дома. Зелень способствовала урожайности и была временным местом пребывания душ умерших. В воскресенье букеты цветов и трав святят в церкви.

— Зієлєнь троєшна од багацько хвароб дуже памошна, — рассказывает 70-летняя Настя Кислинская, уроженка села Яблонивка Полесского района. — Прібрать і висушіть єї надо. Ложать поміж снопи — кажуть, миші не будуть їсти. Корові запарюють і дають, як хто зглазів. А ще ту зієлєнь розпарюють у молоці і ложать до нарива, шоб прорвало. І як голова боліть, і як горло, то поміть-пополоскать, і як рукою знімає.

Полещуки верят, что неделю после Троицы по земле ходят русалки, потому и называется неделя Русальной. Русалками, согласно поверью, становятся те, кто родился или умер на Троицу, кто умер "не своею смертью" — утопленники, самоубийцы, а также девушки, которые умерли невестами, или детки, которые умерли некрещеными.

В Украине еще и сегодня сохраняется обычай в канун Троицы закапывать перед порогом дома три молодых березки или клена.

— Стариє люде казалі, — объясняет 70-летняя София Ющенко из чернобыльського села Разъезжая, — шо на цих деревах русалки гойдаютьса цілий тиждень, тому й кажуть на нього — Русальний.

На этой неделе строго запрещается стирать, полоть, ткать и прясть, купаться в реке, а также ходить в лес и в поле. Именно там, по народным поверьям, можно встретить русалок — красивых девушек в белых рубашках, с рас пущенны ми волосами и прозрачными синими глазами. В лунную ночь с песнями и смехом они водят хороводы и, хлопая в ладоши, бегают полями.

Русалка як засмієтса, так ото ніби хто горохом па долівкіє сипанув

Встретив человека, русалки пытаются втянуть ее в свои забавы, чтобы потом защекотать до смерти и забрать с собой на дно рек или озер. Поймав девочек-подростков, русалки загадывают им загадки: если отгадают — отпускают, если нет — забирают с собой. Потому на протяжении всех Зеленых праздников девушки носили с собой полынь и чеснок, который за резкий запах якобы не любят русалки.

Особенно опасным считался четверг на Русальной неделе, который назывался еще Сухим, или Русальной Пасхой.

— Калісь казалі, шо у вавторок треба, шоб пашов дощ, дак це русалки уміваютса. А у четвер, пуосліє дащу будуть вани пересушуватса, — рассказывает старенькая переселенка из чернобыльского села Копачи Устиня Курта.

В этот день нельзя было ничего делать в поле и огороде, потому что это может привести к засухе и неурожаю. А еще русалки крадут маленьких детей, оставленных родителями без присмотра. Пытаясь их задобрить, женщины вывешивали для русалок рубашки, рушники, платки, что в древние времена, вероятно, воспринималось как жертва душам умерших предков.

В понедельник после Русальной недели устраивали прощания с русалками и проводы их из рек, озер и полей в лес или на кладбище. Переселенцы из села Речица из-под Чернобыля, в настоящее время живущие в селе Гавронщина Макаровского р-на Киевской области, сохранили традицию проводов русалок и на новом месте. Теперь поучаствовать в этом древнейшем обряде приезжают сюда ученые и кинематографисты не только со всей Украины, но и из Польши, Канады, США и Японии.

— Нієма роду ув якому б не було русалок, — говорит 69-летняя Полина Сидоренко. — То всі й мусять раз на рік їх пом"януті, бо так нас наші матерки вчилі.

Чтобы проводить русалок из села на кладбище, плетут венки из васильков, клена, березы.

— Каліс русалки хаділі, — добавляет 66-летняя Катерина Синяченко. — Алє їх ніє відно було, тільки чулі так, ніби дітки в житі спієвають. А русалка як засмієтса, так ото ніби хто горохом па долівкіє сипанув.

Как стемнеет, женщины выходят на угол улицы и начинают петь русальные песни. Им отвечают пением жительницы соседнего угла, присоединяются и с других. Так постепенно со всех улиц стекаются люди и образуется процессия. С цветами и венками она идет на кладбище под непрерывное пение русальных песен, например:

Ой вийду я на гору,

Ой вдару я в долоні,

Щоб долоні щеміли,

Щоби персні дзвеніли,

Щоб русалочки чули.

По обе стороны от входа в кладбище мужчины раскладывают костры, между которыми и проходит вся процессия. Каждый идет к могиле своих родственников, снимает с головы русальный венок и вешает на крест. На могилах женщины начинают голосить, рассказывая родственникам обо всем, что случилось в семье на протяжении года.

Заканчиваются проводы русалок перекатом через могилы, — "чтобы спина не болела". В давние времена это символизировало завершение праздника и установление опять твердой границы между людьми и их предками вплоть до следующего года. После этого все стараются как можно скорее покинуть кладбище и по дороге домой поют уже обычные лирические песни.

Сейчас вы читаете новость «В пятницу перед Троицей справляют "Діди"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі