"Это фигура из наиболее обделенных нашей традицией", — написал в Вене в 1922-м историк Михаил Грушевский в биографии Сергея Подолинского. Это было предисловие к сборнику материалов об украинском национальном и социал-демократическом движении. В нем напечатали также научные труды Сергея Подолинского, его воспоминания и письма к Карлу Марксу.
"С превеликим удовольствием отправляю Вам небольшую работу, к написанию которой впервые подтолкнул меня Ваш труд "Капитал", — писал Подолинский Марксу 30 марта 1880 года. Это была главная работа его жизни — "Труд человека и его отношение к распределению энергии".
Их за восемь лет до того на квартире Фридриха Энгельса в Лондоне познакомил русский социалист Павел Лавров. Лаврову Подолинский помог в Цюрихе начать издание социалистического журнала "Вперед!". Раздобывал фонды, искал подписчиков, жертвовал собственные деньги и писал статьи об истории социалистических движений.
Лавров ценил Подолинского как эрудированного человека и блестящего организатора. Но допускал в его адрес пренебрежительные оценки. "Как Вам нравится, что один известный Вам хохол-социалист пришел к мнению, что если бы победа социализма требовала непременно убить 400 человек, то лучше подождать и готовить мирным путем, обходясь без этих жертв", — писал Лавров одному своему соратнику.
Энгельс, которому Маркс переслал труд Подолинского, назвал это исследование "ценным открытием", суть которого "заключается в том, что человеческий труд может удержать на поверхности земли и заставить действовать солнечную энергию более длительный срок, чем это было бы без него". Но, по мнению Энгельса, автор "хотел найти природное доказательство правильности социализма, поэтому перепутал физическое с экономическим".
В своем труде Подолинский использует достижения в отрасли небесной механики, энергетики, биологии, экономики, психологии, геологии и других наук. Он исходил из того, что "сумма энергии всей Вселенной является величиной абсолютно неизменной".
Наилучшим видом полезного труда он называет земледелие. Оно дает человеку еду, ведет к общему увеличению энергетического обмена, то есть к удовлетворению человеческих потребностей.
Подолинский доказывал, что творческая деятельность человека, направленная на противодействие стихийным силам природы, обеспечивает нагромождение и превращение солнечной энергии на поверхности Земли в средства удовлетворения физических и духовных человеческих потребностей. Фактически определил четвертое начало термодинамики, открытое лишь спустя век. Именно поэтому в 1990-е годы российский ученый Побиск Кузнецов предложил назвать его "законом Подолинского". Это открытие подтолкнуло Владимира Вернадского в 1920-х к созданию теории биосферы и ноосферы.
Труд Подолинского выдержал шесть изданий на русском, французском, немецком и итальянском языках. Но тогдашние ученые его не оценили. Это сильно угнетало ученого. К этому прибавилась смерть двоих детей. Жена поместила его в психушку. В мае 1891-го мать привезла сына в Киев. Через месяц он умер.
Выехав из Украины после Эмского указа, Подолинский в Вене организует издание
первых социалистических брошюр на украинском. Пишет собственные произведения
для пропаганды социалистических идей среди простого народа. Его труд "О
бедности" разъяснял теорию Маркса о дополнительной стоимости в форме дискуссии
группы рабочих с бывшим студентом. В сказке-утопии "Паровая машина" тяжело
раненный паровой молотилкой молодой крестьянин впадает в галлюцинации и видит
счастливую жизнь крестьян при социализме, после революции, которая из Украины
распространилась на Россию, а впоследствии — и на всю Европу.
Для политического управления свободные граждане выбрали федерацию общин, фабрики передали в собственность рабочих, а землю — крестьянам, которые в большинстве своем решили управлять ею коллективно. Кто не пожелал принимать участия в общественном землевладении, сохранил частное хозяйство.
Подолинский писал, что при социализме не будет регулярной армии, сословий, полиции, жандармерии, тюрем, а воров и других правонарушителей будет карать само общество: "Не будет суда и законов, вымышленных начальством". Украина будущего должна быть сначала федеральной демократической республикой добровольно объединенных общин, а потом стать членом всенародного свободного союза — международной федерации.
1850, 31 июля — Сергей Подолинский родился в селе Ярославка Звенигородского уезда Киевской губернии (теперь Шполянский район Черкасской области). Отец был из мелкой, но разбогатевшей украинской шляхты. Подолинские жили постоянно в Киеве, на аристократических Липках. Единственного сына в школу не отдали — нанимали частных учителей. Экзамены за гимназический курс Сергей сдал экстерном в Первой киевской гимназии. Ему было 16. Пришлось ждать до следующего года, потому что в университет принимали только с 18 лет
1867–1871 — учится в Киевском университете. После этого выезжает в Европу, чтобы продолжить обучение и ознакомиться с социалистическими движениями Западной Европы. Проживал в Лондоне, Цюрихе, Вене, Бреслау (нынешнем польском Вроцлаве)
1874 — возвращается в Украину, включается в революционную деятельность. В Ярославке открывает на свои средства школу-больницу. Сам принимал иногда более 50 больных ежедневно из окружающих сел, а по вечерам проводил занятия в школе. В своей киевской квартире устраивает хранилище нелегальной литературы
1875 — организует в Вене издание социалистической литературы для народников на украинском языке. Через два года поселяется во французском городе Монпелье, работает врачом
1877 — вступил в брак с Наталией Андреевой, дочерью небогатого полтавского помещика. У них родилось трое сыновей. Наталья часто оставляла мужа одного с детьми и уезжала в Россию для выполнения какого-то задания
1879 — вместе с Михаилом Драгомановым и Михаилом Павлыком организует издание журнала "Громада". Печатает собственные исследования "Жизнь и здоровье людей на Украине" и "Ремесла и фабрики на Украине"
1880 — главная работа "Труд человека и его отношение к распределению энергии" был опубликован в журнале "Слово" и нескольких зарубежных изданиях
1891, 30 июня — умер в Киеве. Похоронен рядом с отцом на Аскольдовой могиле. В настоящее время его могила на Зверинецком кладбище
Комментарии
3