пятница, 14 марта 2008 14:31

Рудольф Дизель покончил жизнь самоубийством

  Рудольф Дизель с женой и детьми, 1890-е
Рудольф Дизель с женой и детьми, 1890-е

В 1870-м году началась франко-прусская война. В Париже стали преследовать немцев. Семья Дизелей бежит в Англию. Очутившись без связей и денег, Теодор Дизель решил отправить своего 12-летнего сына в немецкий город Аугсбург.

— Ты должен как можно быстрее научиться чему-то и помогать отцу, — убеждала его мать.

Она надеялась, что в Германии мальчику поможет ее брат-профессор.  У них с женой детей не было и они приняли племянника как родного сына. Рудольф имел феноменальные математические способности, блестяще окончил реальное училище. Потом по собеседованию поступил в Мюнхенскую политехническую школу. Неплохо зарабатывал уроками, получал хорошую стипендию и впоследствии стал помогать родителям.

Профессор Карл фон Линде — изобретатель холодильника — предложил Дизелю возглавить филиал его фирмы в Париже. Благодаря ему Рудольф заинтересовался тепловыми двигателями. Он мечтал разработать такой, который был бы эффективнее паровой машины. За 10 лет он разработал сотни чертежей и расчетов — от миниатюрных моторчиков для швейных машин до гигантских стационарных агрегатов, использующих солнечную энергию.

В 1882-м Рудольф Дизель познакомился с 20-летней гувернанткой Мартой Флеш. В следующем году они поженились, и вскоре Марта родила мальчика. В честь отца его назвали Рудольфом. Впоследствии появились на свет дочь Хедди и сын Эжен. В 1890-м Дизели переехали в Берлин.

Рудольф продолжил работать над своим двигателем. Через 2 года получил патент, который сделал его богатым человеком. В 1897-м на заводе в Аугсбурге был создан первый практический дизельный двигатель. А в следующем году после Мюнхенской выставки паровых машин 39-летний Дизель проснулся знаменитым. Немецкие и иностранные предприятия нарасхват разбирали лицензии на производство двигателей.

Дизель забросил свои опыты и занялся коммерцией. Имея уже 6-миллионный капитал, он учредил предприятие по строительству электропоездов, покупал и перепродавал фирмы. Но вскоре оказалось, что его дизель-мотор дает сбои. Он имел множество мелких неполадок, потому что изготовление определенных деталей требовало высокой точности. А ее не могли обеспечить большинство тогдашних заводов. Кроме того, агрегаты нуждались в новых жаростойких материалах. Поэтому некоторые фирмы заявили о "непригодности" дизель-моторов для серийного производства". Поднялся скандал. Отменяются соглашения, прекращаются выплаты Дизелю.

На родине репутация Дизеля была испорчена. Поэтому он налаживает контакты с заграничными промышленниками. Его двигателями заинтересовались во Франции, Швейцарии, Австрии, Бельгии, России и Америке. В 1898-м российский предприниматель Эммануил Нобель — племянник Альфреда Нобеля — покупает  у изобретателя патент и приглашает его в Санкт-Петербург. Там переориентирует производство своего завода на изготовление дизель-моторов. Их установили на электростанциях города и на насосной станции петербуржского водопровода.

С рас пухш их пальцев покойника сняли кольца

В 1912-м Дизель возвращается в Мюнхен. Берет в долг деньги и покупает акции электромобильной фирмы. Вскоре она обанкрочивается, и Рудольф вынужден уволить почти всю прислугу и заложить дом. А когда в конце лета 1913-го случился финансовый кризис, Дизель стал полным банкротом. Он устраивается простым инженером на одном английском заводе.

Отправив жену к матери, до начала сентября оставался один в своем мюнхенском доме. Однажды отпустил до утра прислугу и попросил старшего сына, который работал клерком, срочно приехать к нему.

— Это была странная и грустная встреча, — вспоминал Рудольф-младший. — Отец показывал мне, что и где лежит в доме, в каких шкафах хранятся важные документы, давал ключи и просил испытать замки.

Когда сын уехал, Рудольф стал жечь деловые бумаги. Через несколько дней он отправился во Франкфурт, где жила с семьей его дочь. Две недели он провел с Хедди, Мартой и внучками. Перед отъездом оставил жене чемодан, но попросил его не открывать.

29 сентября в бельгийском городе Антверпен Дизель вместе с двумя приятелями сел на паром "Дрезден", который шел через Ла-Манш в Англию. Вечером он распрощался со спутниками и направился в свою каюту. С тех пор его никто никогда не видел.

Постель в каюте Рудольфа Дизеля была несмятой, багаж нераспакован. На столе лежала раскрытая записная книжка. День 29 сентября Дизель отметил крестиком. Во время утреннего обхода дежурный офицер нашел чью-то шляпу и свернутое пальто. Они принадлежали Дизелю.

На следующее утро в устье реки Шельды рыбалки вытянули из воды тело хорошо одетого мужчины. С распухш их пальцев покойника сняли кольца, в карманах нашли бумажник, футляр для очков, карманную аптечку. Труп по морскому обычаю бросили в море. Впоследствии Рудольф Дизель-младший подтвердил, что все эти вещи принадлежали его отцу.

Марта в чемодане нашла 20 тыс. марок и кипу неоплаченных счетов.

1858, 18 марта — Рудольф Кристиан Карл Дизель родился в Париже в семье переплетчика Теодора Дизеля, немца
1875–1880 — учится в Мюнхенской высшей политехнической школе
1880–1892 — возглавляет завод акционерного общества "Холодильник" в Париже
1883 — женится на Марте Флеш, родился сын Рудольф
1885, 1889 — родились дочь Хедди и сын Эжен
1913, 29 сентября — погиб во время путешествия в Англию на корабле "Дрезден"

Сейчас вы читаете новость «Рудольф Дизель покончил жизнь самоубийством». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі