вторник, 08 мая 2012 10:47

Пленки с фильмами Жоржа Мельеса пустили на каблуки для сапог

В зале вокзала Монпарнас в Париже в середине 1920-х был небольшой киоск с детскими игрушками и сладостями. Приветливый пожилой продавец с острой бородкой никогда не снимал пальто и шляпу - боялся сквозняков. Это был Жорж Мельес - всеми забытый создатель первых в истории фантастических фильмов.

30 лет тому назад он руководил успешным парижским театром "Робер Уден", в котором демонстрировали разные трюки и фокусы. Мельес выдумывал много номеров и выступал как актер. 28 декабря 1895-го он повел свою дочку 7-летнюю Жоржетту на сеанс братьев Огюста и Луи Люмьер, которые демонстрировали первый в истории кинофильм "Прибытие поезда на станцию Ла-Сьйота". Жорж так увлекся, что решил сам начать снимать фильмы. Предложил Люмьерам большие деньги за их киноаппарат. Однако те отказались.

- Через год о кинематографе все забудут, - заявил один из братьев. - Так что мы намерены сами зарабатывать на нашем изобретении.

Мельес приобрел похожий аппарат у одного лондонского изобретателя и начал съемки. Первые его фильмы в 1896-ом, например "Поливальник", "Морское купание" - подражали люмьеровским киносценкам. Но простые сюжеты из жизни Мельесу быстро надоели. Он берется снимать инсценизированные спектакли с актерами, механическими куклами и передвижными декорациями. В его фильмах начали летать привидения, танцевать скелеты, факиры жонглировали собственными головами, летучие мыши превращались в чертей, а красавицы в букеты цветов.

На своей вилле в парижском пригороде в 1897-ом Жорж Мельес построил киностудию "Старфильм". Это был стеклянный павильон с люками, подъемниками, тележками для наездов и отъездов съемочной камеры, черными бархатными фонами и другими устройствами, с помощью которых  Мельес создавал свои киноиллюзии. За год он снял около 60 лент: сказочные феерии, комедии, сценки с трюками - новые жанры для тогдашнего кино. Много фильмов Мельеса были цветными - тоже новинка - режиссер сам вручную раскрашивал пленку кисточкой.

Он вставал в шесть утра, в семь - приходил в киностудию. Рисовал декорации и готовился к работе. С 11.00 до 16.00 длились репетиции и съемки. Один американский клиент, увидев Мельеса за работой, назвал его "безумным сумасшедшим". Режиссер носился по съемочной площадке, отдавал своим актерам и ассистентам распоряжения, что-то спешно дорисовывал на декорациях и, чертыхаясь, пытался укротить киноаппарат. Вечером, перед началом кинопоказов в "Робер Уден", у него появлялось немного свободного времени, чтобы зайти в кафе и прогуляться по парижским улицам.

2 мая 1902-го вышло на экраны 21-минутное "Путешествие на Луну" Жоржа Мельеса. Он снял эту ленту по мотивам романа Жюля Верна - о приключениях чудаков-астрономов, которые решили полететь в космос на пушечном заряде.

Это был первый в истории научно-фантастический фильм. В нем снялись певцы и танцоры из мюзик-холлов и цирковые акробаты. Мельес сыграл профессора-руководителя экспедиции на Луну. В фильме были дорогие костюмы и сложные декорации, задействованы все возможные тогдашние спецэффекты: стоп-кадры, замедленная съемка, изменение картинок. Мельесу кинематограф обязан всеми этими открытиями.

Но проходит несколько лет, и зрителей все больше интересуют ленты о реальной жизни, мелодрамы и комедии, снятые на улице, на природе. Мода на сказки среди театральных декораций проходила, а Жорж не хотел ничего менять в своем творчестве. В 1912-ом из-за провала масштабного приключенческого фильма "Исследование полюса", в котором была задействована огромная механическая кукла - снежный великан, студия понесла большие убытки. Не в состоянии расплатиться с кредиторами, Мельес потерял свои виллу и театр.

В 1913-ом умерла жена режиссера. Первая мировая война окончательно его разорила: французская армия его студию забрала под лазарет, а тысячи метров снятой кинопленки отправила на переплавку. Из фильмов Мельеса изготовили каблуки для солдатских сапог.  Жорж некоторое время давал с детьми цирковые представления. Но заработки были такие мизерные, что их едва хватало на жизнь.

Как-то в двери его съемной квартиры постучала женщина:

- Господин Мельес, вы меня не узнаете? Я - Жанна Д'Альси. Снималась в вашем фильме "Путешествие на Луну". Помните? Как я рада, что вас нашла!

60-летняя Жанна взялась помогать Жоржу. Воспользовалась старыми связями. Друзья собрали для него небольшую сумму, и в 1925-ом  Мельес открыл магазин на вокзале Монпарнас. Через год предложил Жанне жениться.

О нем забыли в киномире почти на два десятилетия. Но в конце 1920-х несколько парижских журналистов, готовя материал к годовщине появления кинематографа, нашли в архивах несколько фильмов Мельеса. Были потрясены. Разыскали еще 80 уцелевших копий его фильмов. Вокруг режиссера разгорелся настоящий ажиотаж. В декабре 1929-го в Париже состоялась гала-ретроспектива лент Жоржа Мельеса. "Там я пережил один из самых ярких моментов своей жизни", - записал он в мемуарах.

Режиссеру вручили орден Почетного легиона - наивысшую награду Франции и назначили пенсию. Кинематографическое общество выделило супругам Мельес трехкомнатные апартаменты в пансионе для старых актеров. Там Жорж жил до смерти в 1938-ом. Жанна Д'Альси пережила мужа на 18 лет.

1000

фильмов длительностью от 1 до 40 мин., по приблизительным подсчетам, снял Жорж Мельес на протяжении 1896-1913 лет. Режиссеру кинематография обязана вводом стандартных перфораций - отверстий в кинопленке, благодаря которым она прокручивается в киноаппарате.

 

1861, 8 декабря - Жорж Мельес родился в Париже в семье владельца фабрики модельной обуви. После окончания лицея и трех лет военной службы отец отправляет Мельеса в Лондон работать клерком и совершенствовать английский язык. Там юный Жорж часто посещает представления местного иллюзиониста и увлекается искусством иллюзии.

1882-1886 - после возвращения в Париж работает на фабрике отца. Начинает работать карикатуристом в газетах и журналах. Потом становится театральным декоратором. В 1887-ом вступают в брак с Евгенией Женин - дочерью приятеля семьи Мельес. В следующем году у супругов рождается дочь Жоржетта. В 1901-ом - сын Андре. Во второй раз женился в 1926-ом на Жанне Д'Альси.

1888 - продает свою часть в обувном бизнесе брату и покупает театр "Робер Уден".

1900-1902 - выпускает феерии "Жанна Д'Арк", "Рождественский сон", "Красная Шапочка", "Синяя Борода", "Гулливер" и "Робинзон Крузо". В 1911-1913 годах снимает свои последние пять картин: "Приключения барона Мюнхгаузена", "Завоевание полюса", "Золушка" "Рыцарь снегов" и "Путешествие семьи Бурришон".

1938, 21 января - Жорж Мельес умер от рака в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. Дочь режиссера Жоржетта была актрисой, умерла в 1930-ом. Сын Андре Мельес, тоже актер, умер в 1985-ом.

 

Сейчас вы читаете новость «Пленки с фильмами Жоржа Мельеса пустили на каблуки для сапог». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі