вторник, 13 декабря 2011 18:21

Наибольшим грехом считали кражу еды у одноклассников

 

"Без муки нет науки" — утверждает народная пословица. Потому что издавна думали, что самым действенным способом поощрить детей к учебе есть битье. Традиция телесных наказаний идет от времен, когда у людей еще не было выработана речь, а общались с помощью укусов, пощечин, ударов. Этот "воспитательный" прием у европейцев, в частности и украинцев, дожил до более новых времен. Чтобы сын навсегда запомнил, где его земля, отец его, подростка, бил на меже. Этот межевой нагоняй помнили до смерти.

В "Уставе" Львовской братской школы от 1586 года отмечено: "А дидаскал (учитель. — "ГПУ"), взяв порученнное ему детище, должен его учить с промыслом доброй науки, за непослушанство карать, не тирански, но учительски". В давние времена в Украине учеников наказывали — "секли розгами" — за леность, плохую учебу и поведение, "курение табаки", за неряшливость, ругательство, драку, побег из школы. Наибольшим грехом считали кражу вещей и еды у одноклассников.

Розгами наказывали обычно по субботам, потому и называли эти школьнические экзекуции "субитками" — "субботниками". Били всех школяров в классе: одних — за содеянное, других — "ради напутствия". Исключения не делали ни для детей из зажиточных и родовитых семей, ни для бедных, мужичьих — всех секли одинаково. Происходило это так. В субботу весь класс приходил к дьяку. Школяры становились в две шеренги и низко кланялись. Первый ученик в классе от имени всех школяров провозглашал:

— Мир ты, благой учитель наш!

— Нужно бить вас! — отвечал дьяк и принимался наказывать.

Посредине комнаты ставили скамью, вызывали по очереди "господ школяров" и били розгами по обнаженному заду. Как долго и как сильно — зависело от вины. И приговаривали "Помни день субботний..." Это называли "напоминанием".

"Субитки" украинской старосветской школы отошли в Российской империи после общешкольной реформы 1786 года. Теперь школы превратились, по словам Ивана Нечуя-Левицкого, на "царство розог и палок". Учеников могли наказывать уже не раз в неделю, но и по несколько раз на день. За малейшую провинность били линейкой по рукам, крутили уши, дергали за волосы, били по лицу и голове, давали подзатыльников, ставили на колени на гречку и горох, оставляли без еды. А главным "воспитательным" средством было битье розгами, палками или нагайкой.

Розги хватало на 10 ударов

Розги — тонкие прутики, от трех до 15, связанные в пучок. Были полтора аршина (1 аршин — 71,12 см) в длину. Чтобы розга была гибкой, а удар ею — более болезненный, ее предварительно распаривали в солевом растворе — рапе. Хватало розги, как правило, на 10 ударов. Потом меняли на новую.

Особый авторитет среди школяров и "спудеев" — студентов — имели те, кто относился к экзекуциям с "философским спокойствием", как Хома Брут, киевский спудей из повести Николая Гоголя "Вий".

Бурсаки наказание розгами называли "попробовать березовой каши", "получить на орехи или на кабачок", "дать палки", "дать горячих", "выписывать березовым пером". "Дать крупного гороха", "освятить воду в три кнута" на языке школяров значило отстегать кожаными канчуками. Наказание называли также "списать ижицу", "чухрать", "лупить шкуру", "колошматить".

 

Сейчас вы читаете новость «Наибольшим грехом считали кражу еды у одноклассников». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі