пятница, 05 сентября 2008 16:41

"Легкой ложкой вкуснее кушать"

Металлические ложки в украинских селах появились в 1930-х и были преимущественно алюминиевыми. До тех пор люди ели деревянными.

— Ложки делают из мягкого сухого дерева — из липы, клена. Хорошие  выходят из осокоря, — объясняет 76-летний ложечник Борис Пивторацкий из городка Буча под Киевом. — И обязательно, чтобы она была легкая — тогда вкуснеекушать.

Когда-то дерево рубили для ложек на Палажки — 4 мая. А затем 2–2,5 месяца высушивали его в тени. Свои изделия "резали" простым ножом. В настоящее время используют разнообразные резцы.

— Чтобы выбирать ложку (ее середину. — " ГПУ"), делаем себе кузнечным способом " клюкарь" — такой вроде полумесяца. Чтобы верх обработать, кончик косы вставляем в ручку для удобства. Потом ножом подправили, стекляшкой пошкребли и наждачной бумажкой зачистили, — делится мастер секретами изготовления. — Отец мой говорил: "Ну, шо ты, как бабушка картофель чистит! Нужно по-ложкарскому приему, плавненько, с любовью. Хороший мастер, то у него и спех хороший". Сейчас эти столовые приборы больше на станке точат, но это легко делается. Ну, это не мой профиль.

Выточенные ложки пользуются меньшим спросом и стоят дешевле — от 3 до 10 грн — в зависимости от размера. Изготовленные вручную — от 7 до 30 грн. За семь часов работы мастер вырезает до десятка ложек.

В начале ХХ ст. своими изделиями славилось село Груни на Полтавщине. На одну телегу накладывали до 11 тыс. грунских "белых ложек" из кленового дерева и везли на ярмарки Полтавской и Харьковской губерний. Там за тысячу грунских приборов давали 17 царских рублей. За эти деньги можно было купить хорошую корову.

Расписные ложки-"московки" привозили из России. Их покупали преимущественно для детей. В Украине ложек не расписывали и не лакировали.

— Сам я родом с Богуславщины. У нас же как? В Дибенцах горшки делают, а у нас в Тептиевке — ложки. Сейчас все поразъехалися, а старые поумирали. В селе был знаменитый ложечник Царенко. Он всех учил, как их делать. А я резать  научился от своего отца, — рассказывает Борис Пивторацкий.

Ложка состоит из древка и едака. В зависимости от местной традиции и назначения могла быть круглая и продолговатая, с большим и малым древком.

— Такая вот большая ложка — мешать, пробовать, — показывает мастер полуметровую липовую. — Раньше такими пользовалися на тракторной бригаде. Варили первое, второе и третье в кастрюле шестиведерной. Там картофельное пюре, мясо и подлива, соус. Этой продолговатой — половник называется — можно наливать компот, бульон. А этими мелкими — есть. Мужская ложка — более солидная, женская — поменьше будет. Ну а эти, — показывает на небольшие, величиной с десертные, — для детей.


 

Вилку 300 лет назад считали дьявольским орудием

 

"Иногда я ем так быстро, что кусаю пальцы", — писал в мемуарах французский писатель ХІV ст. Мишель Монтель.

В те времена в Европе вилками почти не пользовались, потому все, кроме жидких кушаний, ели руками. Плебеи, считали, едят двумя или пятью пальцами, а аристократы — лишь тремя. За столом рядом с почтенными гостями ставили посудину с водой, в котором можно было мыть руки во время трапезы. А в ХVІ ст. стало модно есть в одноразовых перчатках, которые после обеда выбрасывали.

В Европе вилки впервые начали использовать в Италии — в конце ХІ ст. Византийская принцесса Мария Иверская, которая вышла замуж за правителя Венеции, как-то сказала, что есть руками гадко. Тогда для нее выдумали специальный прибор с двумя прямыми зубцами. Его сделали из золота, ручку украсили узором из слоновой кости. Вскоре после свадьбы Мария умерла. Священники утверждали, что это наказание Божье за то, что она отказалась касаться руками еды, которую послал ей Господь. С тех пор вилка получила славу "дьявольского орудия". Католическая церковь запрещала пользоваться ею вплоть до XVIIІ ст. Монахов, которые позволяли себе есть вилками, обвиняли в безбожии. Мол, берут в руки прибор, похожий на вилы. А с ними традиционно изображали дьявола.

В Украине вилка также снискала дурную славу. Считалось, что если на стол молодым положить вилки, то у них не будет семейного счастья. Попал к нам этот прибор также в ХІ ст. Тогда французский король Генрих І, который должен был вступить в брак с дочерью Ярослава Мудрого Анной, вместе с другими дарами передал будущему тестю и вилку. Ее назначение описывали так: "Используется для поедания тутовых ягод и других кушаний, которые загрязняют пальцы".

В Россию вилку впервые привезла полька Мария Мнишек в начале XVІІ ст. Московские бояре были шокированы, когда она на своей свадьбе с Лжедмитрием в Кремле сервировала стол вилками. А еще больше их поразило, что новый царь умело орудует этим экзотичным прибором. Когда же против Лжедмитрия вспыхнуло восстание, одним из аргументов, что он самозванец и чужестранец, было именно его умение пользоваться вилкой.

Вилка таки приживается в России. Уже в конце XVІІ ст. царю стол сервировали и " рогатиной", или " вильцами", как тогда называли вилку. "У прибора его клались всегда деревянная ложка, приправленная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костными черенками, и дежурному денщику вменялось в обязанность носить их с собою и класть перед царем, если даже ему случалось обедать в гостях", — пишет один из знатоков " русской старины". А другой рифмует:

Гости кушали руками,

Утирались рушниками —

Полагалось это встарь.

Вилкой кушал князь да царь.

Простолюдины в Европе, и в частности в Украине, вилкой начинают пользоваться только с XIX ст.

Лера ЛАУДА

Ложкой умершего знахари выводили бородавки

В крестьянских семьях когда-то все ели из одной миски. А вот ложку каждый имел персональную. Их примечали значком или подписывали. Брать чью-то не позволялось, — чтобы "не заесть чужую судьбу", чтобы не напала прожорливость или " заиды" в уголках рта. На Полесье " му            жчинской" ложкой — которой ел мужчина — нельзя было перемешивать еду, это значило, что он не будет лезть в "бабьи" дела и не станет ссориться с женой.
Следили, чтобы на столе не было лишней ложки. Ее называли "нищей" и немедленно сжигали в печи, чтобы бедность не завелась в доме. Запрещалось стучать ими, иначе накличешь в дом ссору и хлопоты. Старых приборов не выбрасывали, а сжигали, чтобы вместе с ними сгорели и старые несчастья.
После поминального ужина ложек не убирают со стола, а оставляют  для предков. После рождественского их связывали вместе, чтобы в новом году семья жила дружно, скот держался двора и был хороший урожай.
Девушки на вечерницах подсовывали избраннику свою ложку, а затем припаливали ее, чтобы приворожить парня. Прибором умершего знахари лечили болезни горла, выводили бородавки и родимые пятна.

Сейчас вы читаете новость «"Легкой ложкой вкуснее кушать"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі