Была такая детская игра. Срывали одуванчик и над ним приговаривали: "Дед спит, баба спит, нужно лампу погасить!" — и дмухали на одуванчик-лампу, чтобы облетел пух. Эта забава вышла из широкого потребления вместе с керосиновыми лампами. А их гасили именно так: дуешь сверху в отверстие лампового стекла, не над ним, а сбоку, потому что обожжешь губы потоком горячего воздуха, струящегося оттуда.
От этого потока легко прикуривали сигареты. Над ним можно было греть руки, когда придешь с мороза, а в печи еще не растапливали. Эти лампы свет давали золотисто-желтый, в отличие от электрического — "белого". Когда в село "провели электричество", автор этих строк ходил в четвертый класс в Яготынском районе на Киевщине. Моя бабушка, по привычке ХІХ века, называла электролампочку "каганцом", хоть керосиновой лампе это подходило больше. Впрочем, иногда они имели и аристократический вид — у нас была лампа на длинной стеклянной ножке, как канделябр.
Свет этих ламп теперь остался в воспоминаниях. Хоть кое-где керосиновые лампы и до сих пор еще служат людям в провинции, когда отключают электричество. Правда, теперь уже так широко не торгуют керосином. А раньше в городах, малых и больших, обязательно были улицы или переулки Керосинные, в основном уже переименованные. Кстати, о керосине. Он, как и сама лампа, служил не только для того, чтобы гореть. На Полтавщине, в селе Ручки Гадячского района, рассказывают о легендарной бабе Онипирке, которая все свои болезни, включительно с внутренними, лечила " карасином". Впрочем, от ревматизма он якобы действительно помогал.
И наостанок. Мой хороший приятель из Тернопольщины рассказывал, как у него дома когда-то начиняли колбасы-кровянки. Брали ламповое (прошу прощение — лямповое!) стекло, из более узкого конца на него натягивали кишку. А из широкого колбасу начиняли. Кровянка получалась очень элегантная. Но это женская работа, потому что лямповое стекло очень хрупкое.
Комментарии