Процессинговая компания "Укркарт" выиграла тендер на предоставление в течение 5 лет госкомпании "Укрпоште" услуг по обработке транзакций с использованием платежных карт и подключению к международным платежным системам "Visa" и "MasterCard", а также национальной платежной системе "Простір". Торги состоялись через электронную систему госзакупок Prozorro.
"Укркарт" выставил за свои услуги 214,35 млн грн, тогда как стартовая цена тендера была 430 млн грн. Именно так "Укрпошта" оценила стоимость покупки необходимых ей услуг по технологическому консалтингу и прогнозное количество карточных транзакции.
В конкурсе кроме победителя "Укркарт" участвовали "Украинский процессинговый центр" (UPC), "ТАС Линк" и "Первый украинский международный банк" (ПУМБ).
"ТАС Линк" Сергея Тигипко и ПУМБ Рината Ахметова исключили из конкурса по причинам несоответствия поданного пакета документа требованиям тендерной документации, в частности отсутствовал перевод на украинский или русский языки.
В "ТасЛинк" заявили, что это требование незаконно, т.к. закон "Об основах государственной языковой политики" гласит: основными языками в сфере информатики являются украинский, русский и английский.
Компания подала жалобу на действия "Укрпошты" в Антимонопольный комитет, однако не оплатила за оспаривание процедуры суммы 15 тыс грн в полном объеме, из-за чего АМКУ оставил жалобу без рассмотрения.
В итоге, на торгах остались две процессинговые компании.Но предложение UPC в 353,3 млн оказалось выше предложенного "Укркарт".
В своем заявлении на официальном Facebook председатель правления "Укркарт" Александр Пранов прокомментировал условия контракта таким образом:
"Это очень выгодный для государственного провайдера финансовых услуг контракт. Мы, компания "Укркарт", запускаем полноценную технологическую платформу, обучаем специалистов и сопровождаем контракт от звонка до звонка. Однако, если "Укрпочта" проведет только одну транзакцию, она и оплачивает стоимость проекта как за одну транзакцию. Даже несмотря на такие жесткие условия мы считаем этот контракт для нас стратегическим, а цену в 50% от стартовой - оправданной. Ведь для нас это еще и реализация стратегии поэтапного перехода в "небанк" и ориентации на новые бизнес-приоритеты развития компании".
По словам Пранова, стоимость сделки с "Укрпошою" не должна вызывать удивлений. 214,35 млн грн на 5 лет – это среднемесячный платеж в размере немногим более 3,5 млн грн. Но объем проводимых операций будет большим – почти 1,5 млрд штук. Это во много раз больше чем, например, объемы одного из крупных государственных банков, - сообщил глава "Укркарт" в комментарии для "Укрновин".
Что касается увеличения доходности "Укркарт" в целом, то в компании прокомментировали этот показатель как незначительный ввиду ожидаемого разрыва почти 20-летнего сотрудничества с "Укргазбанком".
"В случае реализации запланированных объемов операций по существующим и привлеченным клиентам, в текущем году мы ожидаем увеличения доходности компании в 1,2 раза. В 2017 году мы уже подключили к обслуживанию несколько новых перспективных банков, поэтому привлечение такого крупного клиента как "Укрпошта" является абсолютно закономерным и лишний раз подтверждает правильность выбранной нами стратегии развития", - сообщил Пранов.
Он также уточнил, что "Укрпошта" почти 10 лет планировала запустить собственный эквайринг, но это откладывалось как по техническим, так и политическим причинам. Госоператор подписал очень выгодный контракт, который уже в ближайшие годы сделает Украину страной с приоритетом безналичных платежей", - заявил Пранов.
При этом он исключил все обвинения в адрес своей компании, которые накануне появились в СМИ: "Нет ни одного официального заявления о недобросовестности "Укркарт", кроме пары постов в соцсетях. В одном из уголовных дел, упоминаемых СМИ в контексте с нашей компанией, "Укркарт" не является ответчиком, а, скорее, объектом успешно предотвращенной попытки рейдерского захвата. Во втором случае - именно мы инициировали данное криминальное дело против одного из предыдущих председателей правления. Третье дело вообще не имеет отношения к "Укркарт" и упоминается в связи с нами по недоразумению", - объяснил Пранов.
Сергей Козлов,екс-продюсер конференции BankOnline, сообщил: "В компании "Укркарт" работают хорошие специалисты, способные интегрировать технологические потребности более чем 10 тысяч отделений госоператора. В каждое почтовое отделение нужно установить по какому-то сертифицированному терминалу, который умеет обслуживать карточки и принимать чип. Это все недешево".
Александр Карпов, директор межбанковской ассоциации платежных систем ЕВА, сообщил о прорехах в законодательстве, которые пока не позволяют эмитировать карты небанковским вендорам:
"Вызывает вопрос: каким образом вся эта деятельность будет осуществляться, если не будет принят закон о лицензировании на осуществление "Укрпоштой" такого рода действий. Да, часть операций "Укрпошта" может делать в соответствии с действующей версией закона о платежных системах – как минимум расставлять терминалы и принимать платежи, т.е. заниматься эквайрингом. А вот права на эмиссию карт и всего остального у "Укрпошты" пока нет", - сообщил Александр Карпов.
Как известно, государственный "Ощадбанк" также ведет переговоры с "Укрпочтой" о размещении POS-терминалов в ее отделениях. Но стороны пока не договорились о размере комиссии. В самом госбанке заявили, что 5 тыс терминалов, согласно среднерыночной стоимости, обойдутся в 40 млн грн.
Комментарии